Последние дни работы Жогорку Кенеша перед уходом на летние каникулы — всегда жаркое время. Именно в этот период обычно принимаются скандальные законопроекты и делаются громкие заявления. Конец июня-2022 исключением не стал.
Председатель кабинета министров на заседании парламента заявил, что два аэропорта Кыргызстана реконструирует турецкая компания.
Акылбек Жапаров отметил, что проект реализуется при государственно-частном партнерстве. Правда, конкурс еще не объявляли. Проект касается международного аэропорта «Манас» и аэропорта «Ош».
Редакция 24.kg изучила данные из открытых источников, чтобы понять, кому хотят отдать в аренду два самых крупных аэропорта страны.
Чем занимается потенциальный инвестор
Депутат Жанар Акаев заявил, что кабинет министров собирается отдать аэропорты «Манас» и «Ош» во внешнее управление компании YDA INSAAT на 39 лет.
Группа компаний YDA основана в 1954 году и имеет 47-летний опыт работы на рынке.
На сайте YDA INSAAT указывается, что компания занимается строительством различных объектов «под ключ». В том числе реализует инвестиционные проекты по моделям государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессии в области строительства и управления аэропортовыми комплексами.
Она построила и запустила многопрофильные больничные комплексы, высокотехнологичные здания, промышленные сооружения, цементные заводы, объекты инфраструктуры: дороги, мосты, транспортные развязки.
Есть в пакете реализованных ею проектов также многоэтажные здания, жилищные комплексы, бизнес-центры, торгово-развлекательные комплексы, больницы, комплексы школьного образования, жилье класса люкс и коттеджные поселки.
YDA GROUP работает в Казахстане, Украине, Объединенных Арабских Эмиратах, России, Саудовской Аравии, Афганистане и Молдове.
Как следует из сообщений на сайте YDA GROUP, в основном она занимается все-таки строительством и управлением различными больничными комплексами. Они составляют основной пакет ее проектов.
Работа в Казахстане и Албании
Если говорить именно об аэропортовых проектах, то их не так много. Компания в 2003 году победила в тендере по строительству по концессионной модели терминала турецкого международного аэропорта «Даламан». В 2014 году этот аэропорт отдали YDA GROUP в доверительное управление на 25 лет.
В Казахстане компания занималась строительством и реконструкцией международных аэропортов Туркестана и Актау.
В консорциуме с Mabco Constructions Sa и 2A Group sh.pk Yda Insaat выиграла тендер на строительство и эксплуатацию международного аэропорта Влеры (Албания).
Компания также проводила многочисленные строительные работы в нескольких турецких аэропортах «Йозгат», «Диярбакыр», «Сабиха Гекчен», «Анталья», «Хатай» и «Эрхач».
А как же конкурс и ГЧП?
Отметим, что турецкие компании уже не раз интересовались возможностью работать в Кыргызстане. Ранее желание модернизировать «Манас» высказывали TAV Airports Holding, TAV Airports Holding и Gata Airlines. В этом году в предконкурсной встрече по проекту модернизации главного аэропорта страны вместе с YDA INSAAT также участвовала и еще одна турецкая компания ICTAS.
Самое странное во всей этой истории — очередная непоследовательность в решениях властей.
В 2019-м распоряжением правительства создали рабочую группу под председательством первого вице-премьер-министра Кубатбека Боронова. В нее вошли независимые эксперты, депутаты Жогорку Кенеша, бизнес-ассоциации, представители ОАО «Международный аэропорт «Манас» и государственных органов.
Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация (IFC) представили предложения.
Рабочая группа решила сотрудничать с IFC и назначить ее советником при подготовке проекта государственно-частного партнерства. Это сделано потому, что у IFC есть опыт реализации подобных проектов в других странах.
Буквально в начале июня в Центре государственно-частного партнерства сообщили, что проект практически готов. Все условия выработаны, ожидается привлечь не менее $400 миллионов инвестиций. Конкурс планировали провести в третьем квартале 2022 года. Даже провели предварительную встречу с заинтересованными компаниями.
В кои-то веки все шло хорошо, спокойно и как положено. И вдруг глава кабмина заявляет, что решение об инвесторе уже принято.
«Планировали провести открытый конкурс, в нем рассчитывали участвовать немецкие и корейские компании. Кабмин же решил без конкурса передать все турецкой компании YDA INSAAT на 39 лет. МИД и межправительственная комиссия дали отрицательное решение», — возмутился депутат Жанар Акаев.
Он прав. О каком развитии проектов ГЧП и привлечении крупных инвесторов может идти речь в таких условиях? Инвесторам еще раз показали, что договариваться нужно напрямую с руководством. Никакие конкурсы и консультанты не помогут, если хочешь зайти в страну с крупным проектом.
В самом Центре государственно-частного партнерства не комментируют слова главы кабинета министров.
Неизвестна также и судьба проекта ГЧП по модернизации аэропорта «Манас».