Кыргызстан в настоящее время остро нуждается в получении гуманитарной помощи. Об этом говорится в законопроекте «О международной чрезвычайной помощи», вынесенном на общественное обсуждение на сайте парламента.
«В КР регулярно возникает необходимость как в получении гуманитарной помощи, так и в ее направлении иностранным государствам и их субъектам. Однако надо признать, что Кыргызстан в настоящее время остро нуждается в получении гуманитарной помощи, так как в силу своего географического положения в значительной степени подвержен воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф. Если в 2010 году Министерство социального развития КР выдало 386 заключений о гуманитарном характере грузов общим весом 145 тысяч тонн, то в 2012-м - 319 заключений (общий вес груза составил 10 тысяч 963 тонны), а в 2014-м - 377 заключений. Общий вес «гуманитарки» тогда составил всего 6 тысяч 212 тонн», - говорится в справке-обосновании.
«Наибольшую угрозу населению, территории и объектам жизнеобеспечения республики представляют землетрясения, засухи, заморозки, изменение климата, сели, высокогорные прорывоопасные озера, хвостохранилища, а также различные кризисные ситуации, - перечисляют инициаторы законопроекта. - По статистике, на территории республики ежегодно регистрируется около 200 чрезвычайных ситуаций различного характера, только прямой ущерб от которых составляет в среднем около $30-35 миллионов. Общие масштабы материальных потерь экономического ущерба и потребностей для восстановления и реконструкции всего пострадавшего от бедствий фактически значительнее в десятки раз».
Опыт по реагированию на такие масштабные чрезвычайные и кризисные ситуации, как разрушительное землетрясение в селе Нура Ошской области 2008 года и Ошские события 2010 года, показал, насколько для Кыргызстана важны и необходимы законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы оказания международной помощи при чрезвычайных ситуациях.
«Для того чтобы Кыргызстан мог получить своевременную и качественную гумпомощь, необходимо гармонизировать национальное законодательство с международным гуманитарным правом. Порядок должен быть ориентирован на упрощенность оформления документов, позволяющих сократить время поставок. Только при наличии удобных условий ввоза-вывоза гуманитарной помощи нуждающаяся сторона становится привлекательной для иностранных государств-доноров. Кыргызстан вправе отказаться от гармонизации законодательства в этой сфере либо согласовать свои нормативные акты частично или полностью. Но мы должны понимать степень ответственности правительства КР и Жогорку Кенеша перед своими гражданами, которые могут оказаться в условиях катастрофы, чрезвычайной или кризисной ситуации», - добавляют нардепы.
Предлагаемый законопроект основан на нормах международного документа «Руководящие принципы для внутреннего облегчения и регулирования международной помощи при ЧС и помощи в проведении первичных восстановительных работ». Он был принят в 2007 году на 30-й Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца. Проект закона определяет правовые, организационные и социальные основы осуществления международной гуманитарной помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также международной помощи, следующей транзитом через территорию КР в другую пострадавшую страну.
Принятие документа дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета не повлечет.