04:01
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Дурной пример заразителен. Почему репрессивные законы приживаются в Кыргызстане

На днях постоянный координатор системы ООН в Кыргызстане Антье Граве заявила, что проекты законов об «иностранных представителях» и о СМИ рискуют подорвать достижение цели устойчивого развития в стране.

Представители правозащитного движения «Бир дуйно Кыргызстан» обратились к депутатам и чиновникам президентской администрации с просьбой соблюдать Конституцию и отозвать репрессивные документы.

Прислушались ли к активистам парламентарии, неизвестно, но проект закона «О НКО» пока убрали из повестки заседания комитета по правопорядку, назначенного на 27 июня. Что касается законопроекта «О СМИ», то он в ЖК тоже пока не поступил.

Отметим, что в Жогорку Кенеше последняя рабочая неделя. С 1 июля нардепы уходят на каникулы. Вероятно, они не успеют принять эти документы.

Эксперты расценивают эти аспекты как сигнал, что к ним, наконец, начали прислушиваться. А активисты задаются вопросом: как, вообще, получилось, что эти законопроекты, направленные на ликвидацию гражданского общества и уничтожение свободы слова, могли появиться в Кыргызстане?

Стыдитесь

О том, что законопроекты «О СМИ» и «О НКО» списаны почти слово в слово с российских аналогов, журналисты и независимые юристы говорили сразу. Но авторов обвинения в плагиате не смущали.

Представитель администрации президента и один из архитекторов проектов законов «О СМИ» и «О НКО» Мурат Укушев признал, что при разработке обращали в первую очередь внимание на нормы законодательства РФ. «Все вышли из советской системы права. Поэтому за основу берутся российские законы», — заявил он.

Действительно, в заимствовании определенных пунктов из законодательства соседних государств нет ничего страшного — довольно распространенная практика. Другое дело, когда чиновники списывают целые редакции с отраженными в них размытыми и противоречивыми формулировками.

В свою очередь экс-премьер-министр Феликс Кулов заявил, что плагиат неприемлем при создании законопроектов, которые касаются государственного устройства Кыргызстана.

Он согласен, что можно использовать законы других стран для сравнения. Но копировать слово в слово неэтично и некорректно.

«Это сразу же вызывает насмешки и сомнения в компетентности тех, кто так работает, занимая ответственные должности», — отметил бывший премьер-министр, добавив, что такие документы следует отзывать и впредь не позориться.

Использовать, сравнивать не проблема, и анализировать трактовки можно. Но не слово в слово переписывать. Есть же своя специфика — государственная.

Феликс Кулов

Такого же мнения придерживается и юрист Таттубубу Эргешбаева. Она напомнила, что в законодательстве Кыргызстана нет прямого запрета на копирайтинг действующих законов других стран, к примеру, Российской Федерации. Но существует моральный и технический контексты нормотворческой деятельности.

«Копирайтинг законов других государств вреден тем, что у Кыргызстана есть свои стратегические, программные государственные документы, отличные от концептуальных документов других стран. Именно контекст несоответствия национальных интересов и государственных ориентиров одним государством, отличным от другого, является основополагающей причиной вредности копирования законов. К тому же КР отличается от РФ с точки зрения нормотворческой техники в части нормативных правовых актов и устройства государства», — напоминает эксперт.

Она считает, что администрации президента и депутатам необходимо выстраивать грамотную систему нормотворчества, и назвала плагиат постыдным явлением, вредящим национальным интересам республики.

Чужие среди своих

Американский исследователь Эдвард Лемон, изучая проблемы безопасности, терроризма, религии и миграции в Центральной Азии, обнаружил, что 79 процентов законов Кыргызстана и 56 процентов законов Таджикистана о терроризме и экстремизме скопированы с российских. Для сравнения: в Казахстане доля «заимствований» у России в области антитеррористических законов составляет всего 4 процента, в Узбекистане — 5 процентов.

Эксперты отмечают еще одну неутешительную тенденцию: в Кыргызстане хорошо приживаются именно репрессивные законы, скопированные с российских документов. Почему? Юрист Искендер Какеев предполагает, что, к примеру, законопроекты «О СМИ» и «О НКО» обрели право на жизнь после встречи в конце апреля торага Жогорку Кенеша Нурлана Шакиева со спикером российской Госдумы Вячеславом Володиным. Последний призвал своего коллегу активнее перенимать опыт РФ по противодействию иностранному влиянию.

Центральная роль «проводников» этого самого влияния отводится как раз НКО и журналистам негосударственных СМИ.

Искендер Какеев

Да и властям всегда выгоднее и безопаснее для устойчивости режима сузить поле для нормального развития гражданского общества и преследовать критиков или тех, кто высказывает просто альтернативную точку зрения.

Поэтому и нужны законы об «иностранных агентах», «экстремистских» организациях, «О СМИ». Это, как утверждают эксперты, попытка законодательно описать веру власти в несамостоятельность человека. Противники официального курса могут быть только чьими-то «агентами», действовать в чьих-то чужих интересах.

Когда врагов не надо

Директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова отметила, что юристы проводили анализ огромного количества законопроектов. Каждый второй противоречит Конституции, кодексам, международным обязательствам, в них много коррупционных лазеек. Но никто не обращает внимания на это.

«В основе государства лежит закон, тот инструмент, который сохраняет государство, стабилизирует и объединяет людей. Сейчас все говорят, что нам надо объединиться. Вокруг чего мы должны объединяться? Вот законность, конституционализм и должны быть объединяющей идеей, что все равны перед законом, что закон должен работать, что Конституция — это главный документ страны. Мы не сможем объединить ни людей, ни государственные институты, если у нас противоречивое законодательство. Это главный инструмент политики. Это ужасно. Мы унижаем свое государство, когда все время демонстрируем такое неуважительное отношение к закону. Мне стыдно и жалко», — подчеркнула глава «Адилета».

Такое ощущение, что политическую элиту привели с улицы и посадили, чтобы развалить государство. Кыргызам врагов не надо, нам самих себя достаточно, неграмотных, безответственных, людей, которые не понимают, что такое госуправление, не понимают, что весь народ Кыргызстана зависит от них.

Чолпон Джакупова

Юристы отмечают: объединяет ущемляющие права человека законы по всему миру лишь избирательность их применения. Правительства многих стран вспоминают об этих нормах, когда возникает «государственная необходимость».

К примеру, в России власти ищут «западное влияние», но не замечают китайского. На Тайване, напротив, замечают только китайское влияние. В Италии охотятся на организации, которые спасают мигрантов, чтобы ограничить их число в стране. Даже в США следят в основном за «агентами» политических оппонентов.

По словам генерального директора центра «Трансперенси Интернешнл — Россия» Ильи Шуманова, ни в одном государстве ни одна версия закона об «иностранных агентах» или направленная на ограничение работы медиа так и не достигла стопроцентной эффективности.

Пока власти ищут «иностранных агентов» среди правозащитных организаций и журналистов, в республике действительно могут работать агенты иностранных государств, которые пытаются дестабилизировать внутреннюю политику.

Популярные новости
Бизнес