Без малого восемь лет в Кыргызстане говорят о проекте «Безопасный город». Каждый раз он заканчивался скандалом, так и не начавшись.
Наконец весной 2018-го в Бишкеке установили первые четыре камеры видеофиксации. Они, судя по всему, еще долго будут работать в тестовом режиме. Попытка очередного премьер-министра Сапара Исакова провалилась вместе с его отставкой.
Вновь назначенный глава правительства Мухаммедкалый Абылгазиев, как и его предшественники, обещает запустить проект.
Дела давно минувших дней
Впервые правительство заговорило о «Безопасном городе» в 2010 году. Тогда армия чиновников изучала опыт Китая. Но сменилась власть, случились ошские события, и о безопасности на дорогах забыли.
Вспомнили о «Безопасном городе» через год в парламенте. Проект предложили внедрить в Бишкеке и Оше. В январе 2012-го турецкая компания «Экин» представила мэрии и общественности свой вариант «Безопасного города». Тогда стороны декларировали, что его реализация позволит контролировать ситуацию не только на дорогах, но и в общественных местах столицы. Наличие видеокамер снизит преступность и количество ДТП. Но от турецкого проекта Кыргызстан отказался.
В феврале 2012 года МВД объявило тендер на проект, но до его реализации дело так и не дошло. В декабре 2012-го стало известно, что договор с китайской компанией, ставшей победителем, денонсировали. К концу 2013 года МВД официально признало, что реализацию проекта приостановили.
В 2014-м заговорили о новом тендере по «Безопасному городу». Его объявили в сентябре. Заявки на участие подали восемь компаний. Победителя объявили лишь в январе 2015-го. Им стала кыргызско-российская компания «Стилсофт Бишкек».
МВД долго тянуло с заключением договора, и уже в марте 2015 года проект вновь похоронили, когда министерство обратилось в суд с требованием признать итоги тендера недействительными.
Через два года правительство — теперь уже Сапара Исакова — решило вновь реанимировать проект. МВД от него отстранили, но и это не стало гарантом успеха. В январе 2018-го правительство подписало инвестиционное соглашение о реализации проекта «Умный город». Тогда пообещали, что первые камеры появятся на улицах Бишкека уже в конце месяца...
В марте правительство решило выйти из соглашения и реализовать «Умный город» своими силами.
Стоит признать, обещания кабмин частично выполнил: запустили программу льготной перерегистрации автомобилей, на четырех перекрестках Бишкека в пилотном режиме камеры начали фиксировать нарушения ПДД.
Но правительство отправили в отставку, а вместе с ним, похоже, в очередной раз может «уйти» и «Умный город».
Деньги или безопасность?
Формально от реализации проекта никто не отказывался. Новый премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев заявил, что и «Таза коом», и «Умный город» реализуют. Но действия новых чиновников настораживают и говорят об обратном. Например, в мае сроки реализации проектов сдвинули. Оказалось, что нормативная база для запуска системы фиксации нарушений ПДД не готова.
«Для выставления штрафов не отработаны регламенты и положения. Это важный момент. Мы начали разрабатывать концепцию «Умного города», куда входит и «Безопасный город». Когда проект запускали в пилотном режиме, ничего не сказали о том, когда его запустят в промышленном масштабе, когда проведут тендер, подготовят техзадание и технико-экономическое обоснование. Этого просто нет. Сейчас мы работаем в этом направлении. Обсуждается модель инвестиционного проекта», — заявил ИА «24.kg» глава Госкомитета информационных технологий и связи Бакыт Шаршембиев.
В правительстве обещают, что камеры массово начнут устанавливать уже осенью. Но у экспертов есть опасения, что в итоге это будет совсем не то, что обещали.
«Я могу судить о прогрессе проекта только по публикациям в СМИ. Исходя из той ограниченной информации, которая у меня есть, складывается впечатление, что реализация проекта затягивается», — заявил ИА «24.kg» экс-советник Сапара Исакова Талант Султанов.
По его мнению, в итоге проект становится намного меньше, чем изначально предполагалось в рамках «Умного города». То есть и по масштабам меньше, и по срокам дольше, и реализация поэтапная.
«Что меня тревожит, когда говорят об «Умном» или «Безопасном» городе? В приоритете сбор штрафов для пополнения бюджета. Мы же, когда запускали «Умный город», приоритетом называли безопасность граждан. А собираемость штрафов — косвенные преимущества проекта. Вроде бы это мелочи. Но от того, какие цели ставятся, в будущем зависит исполнение проекта. Получится, что камеры поставят там, где можно собрать больше штрафов, а не там, где происходит больше всего аварий», — считает Талант Султанов.
Пока кабмин думает, люди гибнут
Еще один момент, на который стоит обратить внимание: кто реализует «Безопасный город». Когда правительство расторгло соглашение с Huawei, то заявило, что Кыргызстан сможет запустить проект своими силами. После смены кабмина и назначения на пост премьера Мухаммедкалыя Абылгазиева ситуация изменилась.
Нет, первое время правительство по-прежнему говорило, что проект реализуют своими силами. Позже призналось, что планирует внедрить «Безопасный город» посредством государственно-частного партнерства.
И никакого тендера не будет. Правительство просто выберет компанию, которая за наименьшую цену согласится на проект.
16 июня Мухаммедкалый Абылгазиев встретился с представителем Инвестиционного торгового дома «Toyota Tsusho Corporation» в Центральной Азии Манабу Такаки, коммерческим директором представительства NEC Corporation по Центральной Азии и Закавказью (город Ташкент) Виктором Шегаем и другими представителями крупных международных компаний.
Премьер-министр подчеркнул, что республика заинтересована в привлечении современных IT-технологий из-за рубежа. Речь шла именно о реализации «Безопасного города».
«Этот проект для нас важен. Учитывая это, мы рассчитываем на поддержку международных компаний, имеющих опыт в реализации аналогичных проектов», — подчеркнул Мухаммедкалый Абылгазиев.
Два месяца нас заверяли, что «Безопасный город» мы внедрим сами, а тут появились явно пролоббированные кем-то иностранцы.
По его мнению, экспертная техническая группа хорошо поработала, чтобы запустить пилотные проекты. Для этого создали программное обеспечение, начали тестирование камер фото- и видеофиксации.
«Большая работа сделана. Оставалось только нанизывать камеры на перекрестках. Сейчас же поступают противоречивые сигналы. Внешнему наблюдателю кажется, что правительство пока не определилось, какой подход применить. Но из-за этого безопасность на дорогах лучше не становится. Каждый день промедления с реализацией «Безопасного города» — это человеческие жизни», — заключил Талант Султанов.