11:22
USD 69.40
EUR 81.11
RUB 1.02

Школьники: 0,4 процента – в шоколаде!

Благодаря профессионализму психолога, который долгое время работал с одним школьником из новостройки Бишкека, зависимым от компьютерных игр, ребенок вернулся к занятиям. Другого подростка родители и вся столичная милиция искали целые сутки, пока не нашли в интернет-клубе. Что интересно, администратор клуба даже не поинтересовалась, почему мальчик сидит там слишком долго. К сожалению, подобные случаи становятся обыденными, и общество уже на всех уровнях бьет тревогу по поводу распространения «пандемии» компьютерной, вернее, игровой зависимости. Даже с парламентских трибун предлагали ограничить доступ детей в игровые заведения, взять работу этих заведений под строгий контроль. Но запреты не помогают. Компьютеры есть почти в каждой семье, и чуть ли не в каждом квартале, микрорайоне есть интернет-клубы. А это значит, что одним запретом проблему не решить. ИА «24.kg» поинтересовалось, чем могут заняться дети вне школы, кроме игровых автоматов, что им предлагает общество.

Школы

Альтернативу в виде кружков по интересам и спортивных секций подросткам предлагает школа.

Так, в столичном учебно-воспитательном комплексе гимназии №67 работают секции по баскетболу, теннису, шахматам, футболу, кружки юных математиков, физиков, по бисероплетению и другие, все они предлагают подросткам массу полезных занятий.

Как рассказала завуч по воспитательной работе Ирина Ем, государство выделяет ставки на кружки, и желающих посещать их много. Одна беда: для всех не хватает помещений.

«Кружки посещают 39 процентов от всех учеников, если бы были свободные помещения, то охват был бы намного больше», - говорит она.

Аналогичная проблема и в школе №77 в жилом массиве «Ак-Орго» на юго-западе Бишкека. В учебном заведении, рассчитанном на 750 мест, учатся 2 тысячи 80 детей. По словам директора Аиды Дооталиевой, кружки и спортивные секции посещает чуть более 700 подростков. В школе работают 16 кружков и секций, часть их открыта силами тренеров-энтузиастов.

В том же «Ак-Орго» расположена и другая школа, где организовано 14 кружков. И здесь та же проблема – перегруженность. В рассчитанной на 960 мест школе по факту учатся 2 тысячи 486 ребят.

По словам директора Динары Иманалиевой, 50 процентов учащихся - дети из соседней новостройки, где пока нет школы.

«Ребята у нас учатся в три смены, не хватает помещений, когда построят школу в соседнем «Ак-Ордо», освободятся места, и мы сможем открыть больше кружков, ведь желающих много», - говорит директор.

То, что охватить всех детей внеклассной работой крайне трудно из-за нехватки помещений, подтвердила и заместитель главы Октябрьского района столицы Татьяна Кузнецова.

«Сейчас бизнесмены не вкладывают средства в культурные объекты. Строится много элитных домов, первые этажи которых хорошо бы отдать под социальные объекты, и родители, вместо того чтобы вести ребенка в кружок за 10 километров, могли бы вовлечь в творчество свое чадо поблизости», - говорит чиновник.

Как отмечает Татьяна Кузнецова, в каждой из новостроек помещение школы – это социальный островок для детей, так как, кроме стен учебного заведения, им негде заниматься творчеством или спортом.

По словам чиновника, есть две основные проблемы во внешкольных занятиях детей. Первая - нехватка помещений и их неприспособленность под различные кружки, вторая - нежелание многих родителей заниматься детьми.

«Недавно на комиссии по делам детей рассматривали дело. Двое братьев, учащиеся второго и седьмого классов, вместо того чтобы идти в школу, шли попрошайничать, а деньги тратили на компьютерные игры. Их воспитывает только мать, которая целый день на работе», - говорит она.

Татьяна Кузнецова рассказала, что по своей работе она не раз сталкивалась с вопиющими случаями родительской безответственности, когда взрослые давали детям деньги на интернет, чтобы те сидели за играми и не мешали им.

«Сейчас мало кто водит детей в театры, цирк, вы сами когда последний раз ходили с детьми в цирк?» - поставила корреспондента ИА «24.kg» в неловкое положение замглавы района. 

Спортклубы

В Бишкеке школа не единственное место, где можно заняться спортом или осваивать азы творческой профессии. Существуют спортивные школы, их частные аналоги, всевозможные центры творчества.

Как рассказал заведующий орготделом Бишкекского спорткомитета Иван Сергиенко, в муниципальном ведомстве 11 спортивных школ, где по 11 видам спорта бесплатно занимаются 6,5 тысячи детей. Кроме этого, по словам спортивного чиновника, есть школы, подведомственные Государственному агентству физкультуры и спорта, и частные клубы.

В провинциях не лучше

В провинциях ситуация не лучше. Например, в третьем по величине городе Кыргызстана Джалал-Абаде с 1960 года работает областной Детский дом творчества, где в общей сложности бесплатно занимаются 600 детей. Это одно из немногих заведений, где провинциальная детвора может научиться действительно полезным вещам.

Однако это помещение хотят отдать Минюсту, так как их в свою очередь выселяют из здания детского сада, которое они до этого занимали. Об этом рассказала одна из мам, которая приводит ребенка в дом творчества.

«Дом творчества ставит целью развить творческие способностей детей, помогает им получить дополнительную профессию, занять во внеурочное время, привить любовь к искусству, творчеству», - говорит директор.

Может, нашим детям всего этого не надо?     

С другой точки зрения

На первый взгляд, в стране все довольно благополучно: в каждой школе работают кружки, спортивные секции, кроме того, функционируют такие учреждения для детей, как государственные спортшколы, центры детского творчества и их частные аналоги. Но если посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, то картина вырисовывается иная. Задумаемся: на сегодня столичный спорткомитет предоставляет возможность бесплатно заниматься спортом 6,5 тысячи детей. Но для миллионного города это мизер, потому как составляет всего 0,4 процента от всех школьников города. Конечно, заниматься укреплением здоровья и творчеством можно и в стенах школы, но даже в передовых средних образовательных учреждениях охватить кружковой деятельностью удается не более половины всех учеников.           

В сумме получаем…

Таким образом, государство попыталось создать определенные условия для внешкольных занятий детей в противовес их тупому просиживанию за компьютерной игрой. Однако средств, выделенных на это, явно недостаточно, чтобы охватить всех детей. Кто может позволить себе платные кружки и секции, тот оказывается в выигрыше. А вот для тех, кто едва может прокормиться, такой возможности нет. Поэтому сказать, что серьезной проблемой является нехватка помещений для кружковой деятельности, мало. Как ни печально, но, осмысливая слова директоров школ в новостройках и районного чиновника, можно сделать вывод: самой серьезной проблемой является бедность. Когда родители заняты только добычей хлеба насущного, они меньше всего думают о том, как занять детей после школы, как развивать их творческие способности. И через несколько лет эти дети, не получив хорошего образования и не развиваясь, пополнят ряды таких же бедняков.      

Популярные новости
Бизнес