Говорят, в мир балета попасть непросто и еще труднее удержаться. Адильжан Рахманов — юный артист балета, студент Бишкекского хореографического училища — недавно покорил Стамбул (Турция). Он выиграл VI Международный конкурс артистов балета, который проходил в середине июня. Адильжан опередил около 40 танцоров из семи стран мира.
Редакция 24.kg пообщалась с артистом балета, выяснив, как ему удалось завоевать золото, какие трудности приходится преодолевать на пути к большой сцене и чего сегодня не хватает балету Кыргызстана.
— Почему вы выбрали балет? Сколько лет им занимаетесь?
— Я в балете седьмой год. Сам не выбирал, решение за меня приняли родители. Мой отец занимался балетом, инициатива в основном была от него. Он считал, что балет хорошо дисциплинирует, это искусство, и оно красиво.
— Расскажите, как проходил VI Международный конкурс артистов балета в Стамбуле? Сколько вы готовились, какие эмоции получили от участия?
— Конкурс прошел в три этапа. Первый — онлайн-отбор. Второй уже в Турции: две вариации и один современный танец. В финале — две вариации и один современный. После выбирают победителей. В гала-концерте участвуют лауреаты, дипломанты и приглашенные артисты.
Когда появляется возможность участвовать в конкурсе или любом другом важном событии, мы переходим на особую подготовку — ежедневные репетиции, иногда по два раза в день, обязательно классический урок, помимо репетиций. Да и об остальных специальных, образовательных предметах нельзя забывать. Это занимает все время у нас — с 8.00 до 18.00, 19.00, иногда до 20.00, 21.00. Все, кто готовился к конкурсу, жили в интернате, не приходилось тратить время на дорогу. Так что никакого секрета в завоевании золота нет. Много помогал мой наставник Фарух Садыркулов. Он делился опытом, проводил мастер-классы. Помогали и другие артисты балета.
— Это первый опыт участия в международном конкурсе?
— Нет, я участвовал в таких международных конкурсах, как YAGP и «Өрлеу».
— Есть отличия в кыргызстанском и зарубежном балете?
— Обычно есть классический театр и современный. Классический у нас не хуже других, для многих он эталонный. Современного у нас нет, так что и сравнить не с чем.
— В конкурсах участвуете за свой счет?
— Нет. Все с помощью государства обычно, мы оплачиваем минимум.
— Костюмы шьете за свой счет?
— Костюмы берем в школьной костюмерной и театре.
— Что было для вас самым сложным во время обучения классическому танцу?
— Физические нагрузки, усталость, учеба, дисциплина. Я с детства и до сих пор весьма активный. Постоянно играл в футбол, бегал целыми днями, занимался боксом и ходил на секцию ушу. Но с появлением балета в моей жизни мне стало далеко не до этого. На каникулах стараюсь не забывать о футболе, волейболе, баскетболе и, конечно, о хайкинге.
Но всегда оставаться в строю нелегко. Если не заниматься каждый день (за исключением воскресенье), легко можно потерять форму, а значит, о прогрессе речи быть не может. И при этом нужно уметь восстанавливаться. В школе критически не хватает анатомиста, обязательно ведь должен быть человек, который объяснит, как тело работает, какие нагрузки оно может выдержать, в каком темпе тренироваться. Ведь это все индивидуально. Ну и, конечно, нужны стальная воля и решимость стать артистом. Балет — это серьезно и требует большой подготовки.
— В курьезные ситуации на спектаклях попадали?
— Случаев было достаточно. Из последних — уронил партнершу во время технического движения (я должен был положить ее на плечо). Это было на школьном концерте.
— Какие значительные роли вам удалось исполнить?
— Граф Альберт из балета «Жизель», воин Солор из балета «Баядерка», Зигфрид из балета «Лебединое озеро», Синяя птица из балета «Спящая красавица», мужская вариация из балета «Коппелия», Принц из балета «Щелкунчик».
— Нужно ли соблюдать определенную диету танцорам?
— У человека, который занимается профессионально балетом, должно быть правильное питание. Его ни в коем случае нельзя нарушать. Иначе последствия непредсказуемы.
— Чего сегодня не хватает балету Кыргызстана?
— В первую очередь хорошей зарплаты, хотя бы как в Казахстане. Многие артисты и ученики стремятся туда, чтобы не остаться в нужде. Артист не может сосредоточиться на оттачивании своих навыков, полностью погрузиться в искусство, если не решен вопрос денег, чтобы не приходилось подрабатывать, думать, как прокормить семью, оплатить жилье. В других странах выдают квартиры, зарплата намного выше. Из-за этого большинство артистов выбирают зарубежные театры, те же Казахстан и Россию. Обидно видеть это, так много из-за этого теряем.
— Каким вы видите будущее балета Кыргызстана?
— Я вижу стремление учащихся БХУ, работу артистов. Но вижу и то, что условия пока не соответствуют их мастерству. Министерство обещает создать их, и если это случится, то будущее точно будет светлым.
— Заслуженный артист КР Досмат Садыркулов писал, что вы завоевали золото на международном конкурсе, а родина не заметила. Была ли после реакция властей?
— Не знаю, совпало это или нет, но реакция была сразу после поста.Пригласили, выразили уважение, вручили благодарственное письмо, свитшот и книгу.