Мэр Бишкека Эмилбек Абдыкадыров обещал, что летом в Бишкек поставят 500 автобусов из Китая, средства на приобретение которых выделены из республиканского бюджета. Кроме того, в муниципалитете говорили, что в первом квартале поступит транспорт, купленный за счет кредита ЕБРР. На дворе уже июль, но еще не один автобус не пересек границу Кыргызстана.
А тем временем поток жалоб на работу общественного транспорта от бишкекчан меньше не становится.
Температура воздуха в иные дни превышает плюс 40. Люди часами стоят на остановках, идут километры пешком или тратят деньги на такси.
Чиновники проблему признают. Объясняют это нехваткой транспорта и водителей.
Муниципальные предприятия регулярно публикуют объявления о вакансиях, но пока решить вопрос не могут. Например, в Бишкекском пассажирском автотранспортном предприятии работает 375 водителей на 150 автобусах. Для привлечения новых планируют повысить заработную плату.
Сегодня, по данным городского департамента транспорта, ежедневно на линию выходят 257 автобусов, 125 троллейбусов и 1,4 тысячи микроавтобусов. Для полного обеспечения Бишкека, как неоднократно заявляли в муниципалитете, нужно 1,5 тысячи единиц крупногабаритного транспорта.
Примерно столько должно поступить в столицу в ближайшие два года.
Сколько будет автобусов
В августе может прибыть первая партия автобусов, купленных в рамках проекта ЕБРР «Бишкекские автобусы». По данным департамента транспорта мэрии, 18 августа 2022 года подписан контракт с компанией Xiamen Golden Dragon Bus на поставку 124 автобусов длиной 10 метров.«По условиям контракта начало поставки товаров определяется от даты предоплаты. 13 февраля 2023 года в качестве аванса оплачено 10 процентов. Первые 20 автобусов по графику должны прибыть через 24 недели, еще 60 — через 32 недели, оставшиеся 44 — через 38 недель после оплаты аванса», — сообщили в ведомстве и добавили, что прорабатывают вопрос единой поставки, чтобы прибыли сразу все автобусы.
Кроме того, по этому же проекту планируется приобретение еще около 100 автобусов (длиной 12 метров) в случае выделения кредита или гранта. «В настоящее время данный вопрос находится на стадии согласования с ЕБРР», — добавили в департаменте.
До конца года, а не летом, как вначале обещал мэр, ожидается прибытие 500 автобусов, купленных за счет средств республиканского бюджета. Договор с компанией Zhongtong Bus Hoiding Co., Ltd заключили 15 марта. Всего Бишкек закупает 1 тысячу автобусов. Вторая партия поступит до конца 2024 года.
О бедном троллейбусе
А вот покупать новые троллейбусы мэрия пока не планирует.Вместо них парк Бишкекского троллейбусного управления пополнят электробусы.
На их приобретение средства выделяет АБР в виде льготного кредита в размере $25 милллионов и примерно такого же размера грант. 2 ноября 2022 года с компанией Ankai Automobile Co., Ltd (Китай) подписан контракт. Поставка 120 электробусов ожидается в 2024 году.
«Все электробусы будут включать в себя элементы универсального дизайна для обеспечения общедоступности, чтобы удовлетворить потребности пассажиров с инвалидностью и пожилых. Кроме того, в них предусмотрены функции безопасности: видеокамеры и тревожная кнопка», — сообщили чиновники.
А что с маршрутками?
Мэрия неоднократно обещала убрать микроавтобусы из центра города. Но признает, что не сможет этого сделать, пока не прибудет транспорт большой вместимости.
В ожидании поставок техники муниципалитет разработал новые схемы движения.
120 электробусов будут курсировать по пяти маршрутам, а 124 автобуса, купленные за средства ЕБРР, по восьми. Это позволит убрать с центральных улиц более 260 микроавтобусов.
Для 500 новых автобусов подготовлены проекты 28 схем движения, из них 22 действующие микроавтобусные. Ожидается, что в результате количество бусов в центре уменьшится почти на 1 тысячу.