01:36
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

В 40 лет за парту. Почему в Кыргызстане многие дети не ходят в школу

По официальным данным Министерства образования и науки, в Кыргызстане более 2 тысяч детей не обучается в школах. Однако эта цифра может быть намного больше, считают правозащитники. Почему такое происходит и чем занимаются подростки?

Лучше поздно, чем никогда

В 2022 году 39-летний Анарбек (имя изменено) окончил 4-й класс. После тестирования по решению педсовета он перешел сразу в шестой. В детстве у него было серьезное заболевание, поэтому в свое время в школу его не принимали, боялись. Воспитывали мальчика бабушка с дедушкой. С возрастом состояние молодого человека улучшилось, у него уже и своя семья появилась. Анарбек решил учиться и стать юристом. Один из его сыновей учится в 4-м классе в обычной школе, дома ребенок и отец занимаются вместе.

Таких примеров в вечерней общеобразовательной школе № 10 города Бишкека немало. Сюда принимают учеников от 12 лет и старше, без ограничения.

Кто-то приходит в школу только в 50 лет. Летом 60-летний мужчина хотел окончить 10-11-й классы, чтобы поступить на экономический факультет, но к сентябрю, видимо, передумал. Или, возможно, поступил в колледж.

По словам директора школы Нуржан Молдогазиевой, в прошлом году по запросам общественности они открыли 4-й класс для тех, кто своевременно не получил образование. Социальное положение не позволило; произошла какая-то трагедия в семье; дети начали рано работать, оставшись без кормильца; была педагогическая запущенность — причин много.

За один год в 4-м классе проходят основную программу начальной школы. Учеников обучают письму, счету, дают необходимую базу. В одном классе сидят учащиеся разного возраста: кабинетов не хватает. Спрос среди населения на обучение в вечерней школе большой.

Учреждение рассчитано на 160 мест, учащихся сейчас более 340.

«В основном нашу школу посещают социально уязвимые слои населения. Есть родители, которые боятся разных инфекций и не пускают детей в школу. Был случай, когда бабушка прятала дома внука, не хотела никуда отпускать и тем более в школу. Потом такие дети в 12-13-летнем возрасте поступают к нам через комиссии по делам детей (КДД). Есть подростки, которые работают и кормят своих пьющих родителей. Обучаются у нас и многодетные матери, которые вышли рано замуж и не окончили школу», — рассказала 24.kg Нуржан Молдогазиева.

Занятия начинают с 9.00, чтобы учащиеся выспались после ночной смены и успели на уроки. Вторая смена — с 14.00 до 19.00, для более взрослых учеников.

Есть способные ученики, которые быстро усваивают материал, а некоторым учеба дается с трудом, отмечают педагоги.

В вечерней школе стараются к каждому найти индивидуальный подход, подключают и психолога, и социального педагога, стараются поднять самооценку учащихся. Ведут тут и профориентацию, содействуют поступлению выпускников в лицеи, чтобы они получили какую-то специальность и могли зарабатывать.

Некоторые выпускники сдают Общереспубликанское тестирование и поступают в высшие учебные заведения. К примеру, 36-летняя женщина прошла ОРТ и поступила на педагогический, сейчас работает в детском саду. 

Найти и вернуть за парты

Ежегодно Минобразования в августе, январе и мае проводит учет детей, чтобы прогнозировать, сколько детей на следующий год пойдет в школу и планировать учебно-воспитательный процесс. Во время учета выявляются дети, выпавшие из системы образования. На местах ведут работу по их возврату за ученическую парту.

По словам главного специалиста ведомственного управления политики школьного образования и книгоиздания Гульшан Абдылдаевой, в августе 2022 года органы местного самоуправления выявили 3 тысячи 345 не обучающихся детей. Совместно с органами по поддержке семьи и КДД возвращено в школу около 1,2 тысячи детей.

Однако 2 тысячи 158 остались не привлеченными к обучению.

«Если ребенок в восемь лет не пошел в школу, то он уже попадает в категорию не обучающихся. 8-9-летних еще можно посадить в первый класс, но 14-летних, которые никогда не учились, нельзя. Их приходится отправлять в вечерние, заочные школы, чтобы дать какое-то образование», — пояснила Гульшан Абдылдаева.

Она отметила, что необразованный ребенок — это дополнительные риски.

 По международным исследованиям, несовершеннолетние, попавшие в тюрьмы, в основном это те дети, которые в свое время не обучались.

Гульшан Абдылдаева

По статистике Минобразования, больше всего не обучающихся в Ошской, Джалал-Абадской и Чуйской областях. 

Медресе — это не школа

Некоторые родители ошибочно считают, что дети, посещающие медресе или другие религиозные места, тоже получат документы об образовании. Поэтому в общеобразовательные школы их не определяют. Однако такие дети тоже относятся к категории не обучающихся.

У них не будет документов о школьном образовании — ни свидетельства об окончании 9-го класса, ни аттестата. Документы выдают только в школах.

Гульшан Абдылдаева

Многие подростки, по ее словам, после разъяснительных бесед с родителями возвращены в образовательные организации. Но речь идет только о выявленных детях.

Каждый должен учиться

Глава «Лиги защитников прав ребенка» Назгуль Турдубекова считает, что официальные данные не отвечают действительности.

«У нас нет цифровых сервисов, которые обязательно бы отслеживали перемещение каждого ребенка как внутри страны, так и за ее пределы. Пока такая госуслуга не будет реально внедрена, мы продолжим терять детей дошкольного и школьного возраста. О некоторых несовершеннолетних, которые выехали из КР в Россию или Казахстан, где их, к примеру, эксплуатировали, и они не учились, мы узнаем только из СМИ», — сказала она.

Лига ежегодно проводит акцию «Примите моего ребенка в школу!», во время которой к правозащитникам обращается за консультацией несколько тысяч человек. Одна из основных причин обращения — родители не смогли пройти онлайн-регистрацию (не получилось, не успели, места закончились). Вторая проблема — нет документов ни у ребенка, ни у родителей, и таких историй, по словам Назгуль Турдубековой, становится все больше.

Нередко родители начинают думать о поступлении в школу аккурат перед 1 сентября. В Бишкеке и Чуйской области школы часто к этому времени уже переполнены, детей не принимают. Семье приходится бегать, искать место в других школах.

«Не у каждого родителя есть потенциал выдержать такую нагрузку. Если семья слабая, социально уязвимая, то может и пропустить первый год обучения. 8-летнему уже сложнее идти в школу. Со временем родители привыкают, что ребенок не ходит в школу, и считают это нормальным. Потом ребенок начинает работать. Так он становится потенциальным лицом, которое может подвергнуться многочисленным правонарушениям, в том числе со стороны собственных родителей и окружающих. Необразованные дети — потенциальные жертвы экономической и других форм эксплуатации», — подчеркнула Назгуль Турдубекова.

Ценность и важность того, что каждый ребенок должен ходить в школу, утрачена. Нужно ее снова взращивать.

Назгуль Турдубекова 

Наказать рублем

Директор школы № 10 Нуржан Молдогазиева посетовала: нередко родители не заинтересованы в своевременном обучении детей, хотя должны быть ответственны за это. Поэтому в вечерней школе приходится работать в первую очередь с родителями, уговаривать, объяснять. Если ребенок не приходит в школу несколько дней и не отвечает на звонки, представители школы, в том числе соцпедагог, психолог и классный руководитель, едут к нему домой, выясняют причину и ведут работу по возврату своих учеников. Похожая схема реагирования и в обычных школах.

В настоящее время Законом «Об образовании» предусмотрена административная ответственность родителей за неисполнение обязанностей по получению ребенком основного общего образования.

Однако в действующем Кодексе о правонарушениях отсутствуют статьи, предусматривающие ответственность в области образования. Поэтому МОиН предложило внести их и разработало законопроект.

В частности, штрафовать за нарушение или незаконное ограничение права на образование на 150 расчетных показателей физические и должностные лица, на 300 расчетных показателей — юридические. Заставит ли это взрослых стать более ответственными?

Популярные новости
Бизнес