В выставочном зале Союза художников Кыргызстана «Дубовый парк» имени Семена Чуйкова открылась «Рождественская выставка». Эта традиция зародилась в архитектурной студии MUSEUM еще в конце 1980-х годов. Последняя случилась во второй половине 1990-х. Спустя 20 лет, в 2020 году, традицию возобновили.
Выставка этого года — «Город: страшный и красивый» является естественным продолжением двух предыдущих экспозиций, которые проходили в непростой обстановке выхода из карантина.
«Тогда казалось, что самое страшное позади. Рассматривая сегодня наш город, обращаешь внимание на то, как что-то незримо изменилось, читая наши новости, начинаешь сомневаться, что будет. Удивительно, как вместе уживаются самые разные противоположные явления. Появляется стойкое ощущение того, что за красивыми фразами, фасадами, торжественными мероприятиями и навязываемыми рекламными образами скрываются самые прагматичные интересы, граничащие с цинизмом, и компенсации комплексов неполноценности. Что-то тревожное повисло в воздухе. И это не только смог», — подчеркивают организаторы.
Экспозиция начинается с работы Жанны Табышалиевой. «Воздух города. Тени». Бишкек в образе человека, шляпа которого, словно крыши частных домов, ощетинилась то ли трубами, то ли сигаретами, источающими едкий дым.
Ей вторит Олеся Роскос с авторскими коллажами «Классика». Утонченная балерина танцует на фоне невзрачных, утопающих в смоге, пейзажей столицы.
Еще одна хорошо знакомая бишкекчанам беда нашла свое отражение в работе «Утро» Улана Джапарова.
«Здесь два сюжета — сцена из реальной жизни, когда однажды ранним утром меня разбудили соседи и сказали, что на мою машину рухнуло огромное дерево во дворе. Это было как дурной сон. Почему я? Почему именно на мое авто? Позже, когда удалось отчасти решить проблему — починить машину с помощью друзей, появилось философски ироничное отношение. Город, наша суета и внезапно проявляемые силы природы. Вспомнил известную картину Шишкина «Утро в сосновом бору». Решил сделать авторскую реплику», — говорит он.
Немалая часть выставки посвящена событиям октября 2020-го и попыткам художественного осмысления того, что произошло в Бишкеке и Кыргызстане незадолго до них и после. У входа в выставочный зал развешена новогодняя гирлянда авторства Мунары Абдукахаровой.
Рядом в зале иллюстрации «Монумент революциям», исполненные на кафельных плитках Уланом Джапаровым. В размытых силуэтах легко узнается известный памятник.
Центральной экспозицией на выставке стали работы Сонаты и Марата Райымкуловых «Бишкек готический». Монстры, поглощающие город, и упыри, пьющие кровь кыргызстнцев, не только пугают, но и наталкивают на определенные мысли.
«Бишкек готический» — это коллективная художественная практика, которая работает с образами страха, фобий, тревожности и ощущениями неуверенности, проецируемыми на фасад города. Откуда возникают эти ощущения? Постоянные долги, кредиты, отсутствие стабильных институтов будущего, нагнетание тревожности информационным давлением. Наша жизнь стала топливом чьей-то политической безграмотности«, — говорят авторы работы.
Совместная работа Улана Джапарова и Олеси Роскос «Старые и новые знаки» подталкивает посетителя на размышления о социальных сетях и их роли в жизни современных кыргызстанцев.
«Возможно, уже совсем скоро наступит момент, когда глобальные социальные явления станут чем-то большим, чем разные форматы коммуникации, превратятся в новые идеологические доктрины или религиозные секты, требующие полного подчинения. И тогда разделение людей даже на кладбищах станет не по религиозному признаку, как сейчас, а по принадлежности к той или иной социальной сети», — размышляют художники.
В день открытия выставка пополнилась еще одной, незапланированной работой. Дело в том, что накануне вечером, когда авторские работы уже были вывешены, члены Союза художников организовали в одном из залов корпоратив. Убираться за собой после застолья деятели искусства старшего поколения не стали. Стол бросили в объедках. Молодые художники вызов приняли и превратили чужую грязь в свой арт-объект, добавив к столу несколько деталей.
«Мы приглашаем всех посетителей выставки присоединиться к этому праздничному застолью. Но предупреждаем — еда здесь с зубами предыдущих участников», — иронично отметили они.
В создании выставки приняли участие более 20 авторов, представляющих несколько поколений, включая детскую экспозицию. Это не только художники, но и архитекторы, дизайнеры, театралы, представители других профессий, занимающиеся художественной практикой. У каждого свой язык и свое видение.
Выставка продлится до 27 декабря.