Кыргызстан готовится к исследованию PISA-2025. Это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит исследование раз в три года.
Что даст очередной срез знаний, в чем секрет его успешного прохождения и чего не хватает для этого Кыргызстану? Об этом 24.kg рассказала национальный проектный менеджер по PISA-2025 Онолкан Уманкулова.
— Онолкан Алматаевна, зачем стране нужно участвовать в этом тестировании?
— Это хорошая возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть, какие позиции мы занимаем и на какой стадии развития по отношению к международному образовательному пространству мы находимся. Это возможность подтянуть нашу систему образования, понять, насколько проводимые реформы хороши или плохи, в правильном ли мы направлении по отношению к международным трендам и как нам менять систему школьного образования.
— Участие подразумевает финансовые вложения? Есть ли у нас ресурсы?
— Да, конечно, за любое исследование нужно платить. Для нашей республики взнос за участие составит 335 тысяч евро. Проводит исследование Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Международные консультанты ОЭСР проведут анализ потенциала нашей страны в соответствии с требованиями прохождения PISA и дадут свои рекомендации, что поможет нам лучше подготовиться к проведению исследования к 2025 году. Участие КР полностью поддерживается Всемирным банком. Помимо этой суммы, будут и другие расходы, которые необходимы для подготовки республики к тестированию.
К примеру, в рамках проекта «Образование для будущего» планируется оснастить 1,2 тысячи школ и 8 педколледжей компьютерами и создать в них IT-платформы по STEM-направлению (естественные науки, технологии, инженерия и математика), заложены обучение 36 тысяч учителей и наращивание потенциала преподавателей Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников (РИПКиППР). Это все требует финансовых вложений. Большая помощь выделяется международными партнерами, кроме ВБ, помогает Европейский союз.
— Как идет подготовка к исследованию?
— Сейчас, летом, идет подготовка системы, чтобы с начала нового учебного года запустить весь процесс. Минобразования вовлекло подведомственные организации: Кыргызскую академию образования (КАО), Национальный центр оценки качества образования и информационных технологий, РИПКиППР, «Окуу китеби» и международных партнеров (ВБ, ЕС и ЮСАИД). Создан экспертный совет, есть 65 районных и городских координационных советов, которые будут отвечать за методическую поддержку и информирование населения на местах.
Контакты этих структур в ближайшее время разместят на сайтах, чтобы по мере возникновения вопросов каждый мог получить необходимую информацию.
Утвержден план действий, подготовленный Минобразования, вплоть до 2025 года. Очень много мероприятий, которые мы должны будем самостоятельно реализовать без финансовой поддержки доноров.
— Что нужно для успешного прохождения теста школьниками?
— В первую очередь консолидация всего общества. Важно понимать, что это не только ответственность Минобразования и школ, а общая ответственность — и родителей, и школьников, и учителей, и работников системы образования.
Нужно, чтобы все понимали важность изменений и были готовы к ним на всех уровнях.
Есть два фактора, которые определяют успешность PISA:
• педагогика, качество и методика преподавания;
• учебные ресурсы, методическая поддержка.
По этим двум компонентам в ближайшие два-три года предстоит сделать очень большую работу. Фактически нам нужно менять систему обучения, методическую основу, инструкции и рекомендации на уровне всей страны.
PISA-подобные задачи требуют совершенно другого подхода, нужно менять вплоть до текстов в учебниках. У нас для работы с учениками используются в основном сплошные, непрерывные, тексты. В PISA-подобных тестах, помимо текста, опора идет на картинки, диаграммы, какие-то дополнительные источники. Нужно анализировать весь визуальный ряд. Это очень сильно меняет существующую концепцию подготовки наших учебников.
В 2018 году Кыргызстан участвовал в Международной программе по оценке компетенций (PIAAC). Выяснилось, что почти у 60 процентов взрослого населения читательская и математическая грамотность на первом уровне и ниже.
То есть 60 процентов взрослых у нас владеет базовым словарным запасом, может читать и понимать смысл прочитанного. В лучшем случае взрослые могут вести простейший счет, простейшую сортировку и выполнять основные арифметические задания.
Нашим школьникам труднее всего даются выполнение практических задач и вопросы, связанные с аналитическим и критическим мышлением. Это именно то, что проверяет PISA. Это серьезные для нас показатели, которые говорят о том, что проводимые реформы не очень успешные.
— В рамках подготовки к PISA в июне среди учащихся 5-6-х классов Бишкека и Сокулукского района уже провели тестирование функциональной грамотности по математике, чтению и естественным наукам. Какие результаты получили?
— Итоги еще обрабатываются, но предварительные данные говорят о том, что ученики хуже всего справляются с PISA-подобными тестами. То есть у наших школьников пока не сформировано умение анализировать и применять знания на практике. Полный отчет по этому тестированию будет позже.
— Получается, у нас есть всего около двух лет, чтобы дети этому научились. Успеем подготовиться?
— Перед нами стоит ключевая задача — не натаскивать детей и систему, лишь бы пройти тест, как плохой студент весь год прогулял, а в ночь перед экзаменом сидит и занимается, лишь бы сдать.
Помимо того, что нам будет известно место Кыргызстана в международном пространстве, мы получим отчет ОЭСР с анализом качества школьной системы образования в разных аспектах. В том числе будет дан анализ факторов, которые положительно или негативно влияют на нашу систему образования.
Этот отчет критически важен с долгосрочной точки зрения, он будет служить базой для принятия дальнейших стратегических решений, которые должны быть основаны на данных. Это то, что зачастую в Кыргызстане проседает.
— Мы дважды занимали последние места, последний раз участвовали в PISA в 2009 году. Было достаточно времени учесть ошибки и недостатки. Что-то за этот период сделали?
— Что-то, конечно, проводилось, но каковы результаты всего этого, мы узнаем в 2025 году. Сейчас я не могу сказать, насколько мы можем показать результаты лучше или хуже по сравнению с предыдущими разами, потому что нет ориентиров.
— Если в школах не учат тому, что проверяют в тесте, будут ли менять программы, учебники, подходы в обучении?
— В июле прошла летняя школа для работников образования по подготовке к PISA-2025. По ее итогам КАО уже внесла в предметные стандарты начальной школы требования по функциональной грамотности. Теперь главное, чтобы это применялось на местах так, как должно быть, а не как каждый сам интерпретирует. У нас есть два-три года, чтобы обучить, научить и распространить.
Конечно, изменения должны быть не просто в виде рекомендаций, но и закрепиться в стандартах, методических пособиях, учебниках. Учителя должны менять методику преподавания, ведь они и сейчас могут практиковать прежние методы — прочти текст, выучи и перескажи его... Это целая цепочка системных изменений, начиная с подготовки кадров в вузах. Уже там будущих педагогов должны учить тому, как обучать детей в школах по-новому с учетом формирования функциональной грамотности.
— Ну это точно вопрос не двух-трех лет. Только на подготовку одного учебника требуется несколько лет плюс подготовка кадров, а тест пройдет уже в 2025 году...
— Да, задачи поставлены амбициозные, признаем. Поэтому без консолидации всего общества прийти к каким-то результатам будет сложно. Но если PISA даст нам серьезный сдвиг хотя бы в плане изменений педагогической практики, уже будет очень хорошо.
— Даже если мы займем последнее место?
— Мы не знаем, какое место займем. Не нужно рассматривать PISA как самоцель, лишь бы занять место получше.
Задача — структурировать, изменить систему обучения, а PISA покажет нам, насколько в правильном русле мы двигаемся.
— Систему образования реформируют так часто, как ничто другое, а видимых результатов пока нет. Почему?
— Проблема в том, что руководство Минобразования достаточно часто меняется. С новыми лицами приходят новые реформы, а предыдущие не всегда доводят до конца. Когда идет нестабильность в политике, результативности добиться очень сложно. Процессы принятия решений нужно менять в целом и повсеместно, следует опираться на какие-то данные, исследования и так далее, чем зачастую у нас пренебрегают.
Это должно быть планомерное, целенаправленное управление, которое даст свои результаты только через несколько лет, а то и через целый цикл обучения, 10-11 лет. Главное — четко понимать, какую цель мы преследуем, какую картинку выпускника школы мы хотим видеть, какими знаниями и навыками должен обладать каждый кыргызстанец — выпускник школы или лицея, которые должны будут помочь ему стать успешным и самореализоваться в будущем с учетом быстро меняющейся внешней среды. Чтобы что-то начинать, всегда сперва нужно видеть конечный пункт назначения.