10:20
USD 85.80
EUR 93.14
RUB 0.88

Не только пробки. Как машины медленно убивают горожан

В Кыргызстане зарегистрировано более 1,3 миллиона автомобилей, и количество с каждым годом увеличивается. Большинство из них уже выработали свой ресурс, у многих отсутствуют катализаторы, а их техническое состояние оставляет желать лучшего. Такая ситуация не могла не сказаться на качестве воздуха — в итоге мы дышим диоксидом азота — опасным антропогенным газом. Проблему обсуждают в Жогорку Кенеше. И о ней на диалоговой площадке Шааркана говорила основательница гражданской инициативы Peshcom Рада Валентина кызы.

Инициатива провела исследование, которое доказало, что загрязнение воздуха зависит от количества транспорта.

Рада Валентина кызы отметила: в ходе исследования активисты столкнулись с тем, что не могли найти данные, которые бы подтверждали гипотезу о том, что загрязнение воздуха зависит от количества машин. Поэтому они опирались на замеры уровня диоксида азота Гидрометеорологической службы и ручные подсчеты количества авто на пяти перекрестках столицы.

По словам основательницы инициативы, при сгорании нефтепродуктов выделяется большое количество загрязнителей — более 200 химических веществ, наиболее опасные из которых — оксид азота.

«Транспорт, в первую очередь дизельный и низкого экологического класса, входит в число основных источников загрязнения диоксидом азота наряду с объектами энергетики, промышленности и теплоснабжения. Но при этом суммарное загрязнение воздуха от автомобилей достигает 80 процентов. Диоксид азота (NO2) — один из главных компонентов автомобильных выхлопных газов», — сказала она.

Диоксид азота — это высокотоксичное соединение, которое при долгосрочном воздействии на организм может стать причиной серьезных заболеваний.

Также Рада Валентина кызы акцентировала внимание на том, что обязательный техосмотр отменили в 2012-м. «Сейчас его проходят только грузовые и пассажирские автомобили, которые эксплуатируются для предпринимательской деятельности. Еще одна проблема — скупка катализаторов, которые очищают выхлопные газы от вредных частиц, образующихся при сгорании нефтепродуктов. Их стоимость на рынке — 30-100 тысяч сомов», — заметила она.

Посчитали вручную

«Диоксид азота в Бишкеке замеряет Гидрометеорологическая служба с помощью специальных пунктов наблюдений за загрязнением окружающей среды — ПНЗ. Работают они с советского времени. А установлены на семи перекрестках. Радиус их действия — 50-100 квадратных метров. Из этих перекрестков мы выбрали пять: Манаса/Московская, Салиевой/Веселая, Жибек Жолу/Ибраимова,

Жукеева-Пудовкина/Саманчина, Аул/Елебесова (район рынка «Дордой»)», — подчеркнула основательница инициативы.

Предельно допустимая среднесуточная концентрация NO2 в воздухе — 40 мкг/м3. И, по показаниям этих ПНЗ (среднегодовые данные), самый грязный перекресток — это Аул/Елебесова, затем идет Жибек Жолу/Ибраимова, потом Манаса/Московская.

Чтобы понять, зависит ли загрязнение воздуха от количества транспорта, активисты сопоставили сведения Гидрометеорологической службы с количеством разного вида транспорта на перекрестках, где установлены ПНЗ. «Нам нужно было понять, сколько автомобилей там проезжает в целом и отдельно по видам. Для этого мы собрали команду добровольцев, которые согласились вручную посчитать количество проезжающих машин в час пик (с 17.00 до 18.00, на Аул/Елебесова с 16.00 до 17.00)», — заявила Рада Валентина кызы.

Исследование подтвердило, что через перекрестки, которые занимают первые три места по загрязненности NO2, суммарно проезжает наибольшее количество транспорта, в том числе маршруток, грузовых машин и автобусов.

«И еще один момент, который подтверждает гипотезу, — данные городской активности, собранные «Яндексом» во время локдауна в апреле 2020 года с помощью своих сервисов. В апреле 2020-го в Бишкеке был локдаун, движение транспорта было ограничено, городская активность снизилась до 9 процентов (в апреле прошлого года она возросла до 75,3 процента). На снимках со спутника видно, как сильно снижена концентрация диоксида азота по сравнению с апрелем 2021-го. То есть существует прямая зависимость от транспортной активности», — пояснила Рада Валентина кызы.

Чем опасен грязный воздух

По статистике за последние 11 лет, растет количество заболеваний органов дыхания, таких как бронхит, астма, воспаление и острые инфекции дыхательных путей, обструктивная болезнь легких, рак легких, инсульт, ишемическая болезнь сердца, рак мочевыводящих путей.

По данным Нацстаткома, ежегодно от болезней органов дыхания умирает около 2 тысяч человек.

«Мы все дышим диоксидом азота. Но наиболее страдают люди, живущие вблизи проезжей части. Они более склонны к раковым заболеваниям. Заполнение дворов и проездов в жилых районах машинами также повышает концентрацию токсичных веществ в местах проживания людей», — сказала основательница инициативы.

Усугубляет ситуацию то, что вещества, выделяемые автомобилями, в основном распространяются на уровне дыхания человека.

А из-за плотной застройки жилых районов проветривание затруднено, поэтому выбросы не рассеиваются.

Что можно сделать?

По мнению Рады Валентина кызы, для улучшения ситуации с качеством воздуха необходимо сформировать у людей привычку к экологичным поездкам по городу. Это приведет к сокращению количества поездок на личном транспорте. В инициативе предложили варианты, как это можно сделать.

«Надо дать приоритет общественному транспорту — увеличить количество выделенных полос. Потому что, если я буду стоять в пробке в автомобиле и видеть, как мимо меня проносится автобус, подумаю, зачем мне тратиться на обслуживание машины, если я могу сесть на общественный транспорт и быстрее добраться до места? Я думаю, это самый действенный способ», — отметила она.

Далее нужно пересмотреть политику городских властей, которая сегодня очень автомобилеконцентрированная, и направить инвестиции на строительство пешеходной и велосипедной инфраструктуры с обязательным озеленением. А у нас сейчас инвестиции идут на дороги, строительство эстакад.

«Раньше пропускную способность дорог оценивали по тому, сколько они пропускают автомобилей. Сейчас — сколько людей перевезли эти машины. У меня была возможность задать вопрос руководителю соответствующего отдела в мэрии, как они оценивают, и он назвал первый способ. В 2020 году мы проводили замеры на Абдрахманова/Киевской, которые показали, что 70 процентов автомобилей на дорогах столицы перевозят только одного пассажира (водителя), при этом они занимают 70 процентов места на дорогах», — подчеркнула Рада Валентина кызы.

Еще один пункт — территориальное зонирование города с частичным и полным запретом автотранспорта. Когда мы говорим о зонировании, многие думают, что речь идет о полном запрете въезда для машин. Но это радикальный вариант. Есть менее радикальные — например, запрет на парковку в центре города. Но при этом отводим для этого отдельные специальные места (подземные паркинги).

Присутствующий на встрече вице-мэр Бишкека Максатбек Сазыкулов поблагодарил исследователей и заметил, что муниципалитет работает над тем, чтобы гражданам было удобнее, комфортнее передвигаться на общественном транспорте. По его словам, чтобы покрыть потребность города, покупают большое количество автобусов.

«В этом году ожидаем около 400 штук. Будем организовывать и отдельные линии для общественного транспорта», — заявил он.

Максатбек Сазыкулов также рассказал о проекте государственно-частного партнерства организации платных парковок, который нацелен как раз на то, чтобы навести порядок на столичных улицах, снизить количество ДТП и уменьшить количество личного транспорта на дорогах. Чиновник добавил, что в 2022-м муниципалитет делает акцент на строительство тротуаров и велодорожек.

Однако участники встречи возразили, что слышат об этом уже не первый раз, но реализации пока не видят.

Популярные новости
Бизнес