17:07
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97

Всеобщее необразование. Системные проблемы и неспособность их решить

Министерство образования сотрясают скандалы и прокурорские проверки. Глава ведомства Гульмира Кудайбердиева держит пальму первенства в антирейтингах чиновников. Но вместо признания недостатков она находит оправдания.

Один из последних скандалов произошел на форуме ректоров российских и кыргызстанских вузов 27 марта. На трибуне в названии допустили ошибку «Первый Форум ректоров вузов Российской Федерациии Кыргызской Республики «Развитие науки и образования — инвестиции в будущее». Союз «и» слился с названием страны.

Чиновница не извинилась, а заявила, что это типографская недоработка. Она призвала не ошибки искать, а обратить внимание на важные темы, которые на форуме поднимали.

Критикуют главу Минобраза не только общественность, но и депутаты Жогорку Кенеша.

Критическая масса нарушений

Депутаты профильного комитета неоднократно указывали Гульмире Кудайбердиевой на грубейшие ошибки в образовательной системе.

В сфере образования давно пора навести порядок. Системные нарушения в ней достигли критической массы.

Депутат Жогорку Кенеша Аида Исмаилова

«Мы неоднократно поднимали вопрос. Столько нарушений, правительство давно должно принять какое-то решение. А в итоге читаю комментарии, что депутаты не могут навести порядок, проконтролировать работу правительства. Мы изучаем нарушения и направляем рекомендации, показываем, на что делать упор, где есть системные нарушения... Но все упирается в кабмин, есть курирующий социальный блок — вице-премьер», — отметила она.

Парламентарий добавила, что нардепы неоднократно поднимали вопрос профессиональной пригодности министра. По словам парламентария, Гульмира Кудайбердиева аргументировала, что ошибки допущены до ее назначения на должность. И скандал с безграмотными учебниками чиновница тоже списала на предшественников.

Каждый чиновник, являясь преемником, должен изучить деятельность предшественников, с какими проблемами он сталкивался. В случае выявления проколов должен их решать, это его долг.

Аида Исмаилова

Она заметила, что депутаты хотят сделать детализацию грантов во всех сферах.

«Столько средств выделяют, сколько можно сделать хороших реформ в той же системе образования. Уверена, после детализации мы увидим их нерациональное использование. Каждую реформу надо тщательно продумывать, адаптировать к нашей стране, системе образования», — подчеркнула депутат.

Ситуация в образовании все хуже

Депутат Евгения Строкова также отмечает системные нарушения в сфере образования.

Но министру почему-то все сходит с рук. Такое впечатление, что ее личность важнее будущего нашей республики.

Евгения Строкова

«Часто хотят представить, что у меня личный конфликт. Абсолютно нет. Никто никому дорогу не переходил», — сказала она.

По словам нардепа, происходящее в системе образования заметно не только профессионалам.

«Достаточно посмотреть социальные сети, все пишут, что образование падает в бездну. Обещанных реформ нет. Я неоднократно говорила, что увеличение или уменьшение часов в школьной программе — это не реформа. У нас же какое-то латание дыр. Посмотрите, что творится с высшим образованием. К сожалению, политики, которую должно формировать министерство, нет. А от нее зависит все», — отметила она.

Проблемы в системе начались давно, но в последние годы они усугубились, пошел какой-то ступор, произошел развал до фундамента.

Евгения Строкова

«Гульмира Кудайбердиева поменяла состав министерства, пришли спорные люди, которых вообще нельзя допускать. Мне кажется, что министр наплевательски относится ко всему», — пояснила она.

Взять скандал на форуме ректоров. Кажется, ну две ошибки, всякое бывает. Возможно, они не вызвали бы такого возмущения, не будь других проколов.

Евгения Строкова

Депутат перечислила проблемы, которые стали известны общественности. Это и выпуск учебников с ошибками, выдача лицензий и аккредитация вузов — этим стали заниматься аффилированные аккредитационные компании.

Она напомнила, что Гульмиру Кудайбердиеву позиционировали как реформатора, человека из системы. Однако в итоге стало хуже, чем было.

Министру надо признать, что она не осилила, и уйти спокойно. Но она почему-то держится.

Евгения Строкова

«Я не склонна говорить, что она начала разрушение системы, но, как профессионал, она должна была ее оздоровить, а получилось наоборот», — добавила парламентарий.

От перемены мест слагаемых

Экс-министр образования Ишенгуль Болджурова признала наличие системных проблем, однако считает, что от смены министра ситуация вряд ли кардинально изменится.

«Я не могу оценивать работу министра, выступает она неплохо на конференциях, суть вопроса понимает. В принципе в реализации, ведении региональной политики образования есть большие проблемы. Министерство образования должно оформлять образовательную политику, а местные органы на местах — ее осуществлять. Вроде подвижки какие-то есть, но сказать, что общество удовлетворено работой, не могу», — подчеркнула она.

Это системная проблема. Придет другой министр, она останется. Надо понимать, что есть сопутствующие факторы: и вопросы финансирования, и кадров, и отношения общества.

Ишенгуль Болджурова

По ее мнению, чтобы поднять образование, необходимо поднять и ответственность родителей, и общества, и организаций социального партнерства.

«У нас все проблемы скидывают на школу. Родители не хотят отвечать за воспитание детей, библиотеки, самодеятельность не работают, спортивных сооружений на местах очень мало, дети занимаются чем попало. Это общая проблема. И говорить, что виноват кто-то один, неправильно. В организационном плане, видимо, министерство хромает», — заметила бывший министр.

Она сказала, что наряду с проблемами в системе есть и подвижки. В частности, проведенные съезд учителей СНГ и форум ректоров.

Надо смотреть не на форму, а на содержание. В результате форума около 70 подписанных договоров между вузами двух стран.

Ишенгуль Болджурова

«Теперь министерство должно сконцентрироваться на контроле их реализации. Надо работать над поднятием мобильности вузов», — заявила она.

Прокомментировала экс-министр и ситуацию с ошибками в учебниках. По ее словам, не дело главы ведомства проверять книги.

«Есть Академия образования, отделы. Они должны смотреть. Организационная и политическая стороны за министром, а они у нас хромают. Это общий уровень министерства, его ответственность перед народом», — пояснила Ишенгуль Болджурова.

Популярные новости
Бизнес