Новость, что с 2019 года абитуриенты, сдавшие тест на знание государственного языка, получат преимущество при поступлении в вузы, вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Некоторые усмотрели в этом нарушение Конституции и дискриминацию.
Однако в Министерстве образования ничего такого не видят и утверждают, что будущий абитуриент вправе самостоятельно решать, проходить тестирование или нет.
В ведомстве уверены, что в школе ученик может овладеть необходимым уровнем знания языка для получения сертификата.
Для учащихся школ с кыргызским языком — не ниже B1, для учащихся школ с другими языками обучения (русский, узбекский, таджикский) — не ниже уровня А2.
Ставка на многоязычие
«В Конституции сказано, что мы должны создать условия, чтобы каждый гражданин Кыргызстана мог освоить государственный язык, официальный и один из иностранных. Разработана и одобрена президентом и Жогорку Кенешем национальная программа развития государственного языка и совершенствования языковой политики», — заявила в интервью 24.kg заместитель министра образования Надира Джусупбекова.
Для реализации программы Минобраз начал внедрение многоязыкового обучения с детских садов.
Надира Джусупбекова
«Примерно в 20 садах начали пилотную программу. До обеда весь процесс, в том числе образовательный, идет, например, на государственном языке, а после — на официальном вне зависимости от языка обучения. Во время кружков, других занятий подключают иностранный», — отметила замминистра.
Переработали и школьную программу, отошли от грамматического подхода к коммуникативному, разработали образовательно-предметные стандарты, модули курсов повышения квалификации преподавателей. В ведомстве уверены, что это позволит ученикам эффективно изучать, а учителям преподавать язык.
«На начальном этапе, когда стали обучать государственному языку, у нас была, надо признать, неэффективная методика, которая сводилась в основном к запоминанию и пересказам текстов и правил. Ребенок не осваивал язык и не мог овладеть речевыми навыками», — отметила Надира Джусупбекова.
Проверь свой уровень
Ведомство разработало уровневую программу по изучению государственного, официального и иностранного языков. В начальной школе ребенок должен владеть неродным языком на элементарном уровне — уметь представиться, рассказать о себе и знакомых ситуациях.
С пятого класса начинается второй уровень. Ученики наращивают словарный запас, они должны уметь общаться в простых ситуациях в рамках знакомых тем и видов деятельности, рассказать о своей семье и других людях, об условиях жизни, учебе. Именно его должны показать выпускники, которые решат пройти Кыргызтест. В Минобразования уверяют, что он соответствует 5-7-м классам школьной программы.
В министерстве говорят, что национальная программа по развитию государственного языка предусматривает постепенное развитие мотивации у детей для его изучения.
Одним из таких стимулов и является проведение тестирования для получения сертификата, который дает преимущество при поступлении в вузы.
«Мы понимаем, что если сейчас не начнем работу в этом направлении, то никогда не начнем. Но это требует времени, поэтому пока тест сдают по желанию», — отметила Надира Джусупбекова.
Ученику дают возможность несколько раз пройти пробный тест онлайн абсолютно бесплатно. Это позволит ему и его учителю, преподавателю курсов увидеть слабые стороны, понять, на что сделать упор.
Тест состоит из пяти субтестов: чтение и понимание, разговор, аудирование, лексика и грамматика, письмо.
В ведомстве успокаивают: тестирование можно не сдавать, отсутствие сертификата не закроет дорогу в вуз.
«Для поступления необходимо сдать ОРТ. Кроме того, есть перечень критериев, дающих преимущество при зачислении: победа на республиканской или международной олимпиаде, наличие звания мастера спорта, семейное положение (сирота)», — добавила заместитель министра.
По ее словам, если у абитуриентов одинаковые баллы, то приемная комиссия может отдать предпочтение такому ученику.
«Сертификат на знание государственного языка — еще одно преимущество», — отметила Надира Джусупбекова.
Введение тестирования позволит проверять языковые знания не только учеников, но и эффективность работы преподавателей и разработанных методик.
По мнению чиновников, у учителей появится мотивация лучше преподавать предмет — они будут получать преференции, если их ученики успешно сдают Кыргызтест. У министерства появится инструмент, который позволит понять, где необходимо усилить работу.
— В русскоязычных школах учеников делят на подгруппы по кыргызскому языку. В одной те, кто им вообще не владеет, в других — дети, у которых в семье, например, говорят на кыргызском. Программа разная, как и уровень знаний. Это как-то учитывают при тестировании?
— Их объединяет язык обучения. Конечно, ребенок, у которого кыргызоязычная среда дома, лучше знает язык. Он может пройти более высокий уровень, но требовать этого никто не будет. Но русский язык, например, он может знать хуже. Повторюсь, А2 — это элементарный уровень. Коммуникативная методика изучения языка позволяет в рамках школьной программы освоить его. Выпускники кыргызоязычных школ тоже могут пройти тестирование. Но у них уровень выше. Они также смогут принести сертификат в приемную комиссию. Но он только определяет уровень знания, — отметила Надира Джусупбекова.
Она добавила, что сейчас разрабатывают онлайн-курсы, где кыргызский язык можно учить в интерактивном режиме.
В ведомстве утверждают, что в ближайшее время тест обязательным не станет.
Сначала необходимо проанализировать, как идет процесс, насколько эффективно сдают тест ученики, сколько человек его проходит.
Прохождение теста станет доступным онлайн с 1 марта 2019 года. Сейчас эксперты, практики, филологи дорабатывают тесты для школьников с учетом школьной программы.
Семь раз отмерь
Нововведение Минобразования планируют рассмотреть депутаты Жогорку Кенеша. Аида Исмаилова отметила, что к нему много вопросов.
«Я поддерживаю, что кыргызский язык надо знать, это язык нашего государства. Но многие к тесту не готовы», — считает депутат.
Вводить тестирование преждевременно. Надо сначала обеспечить должное обучение кыргызскому языку.
Аида Исмаилова
Она напомнила, что вопросы по программам, увеличению учебных часов и методикам поднимались неоднократно.
«Может, Минобразования считает по-другому, но поступает много жалоб, что нет должного преподавания кыргызского языка. Ученикам осталось полгода для прохождения теста. Это сложно, как они успеют? Возможно, надо предусмотреть разные задания для живущих в кыргызоязычной среде и остальных. Уровень у них разный, значит, разным должен быть и подход», — подчеркнула Аида Исмаилова.