06:10
USD 86.80
EUR 91.06
RUB 0.82

Эрнест Абдыжапаров: Госзаказ снять фильм о Шабдан баатыре - огромная ответственность и вызов

В конце минувшей недели в Чон-Кеминской долине Чуйской области отметили 175-летие со дня рождения государственного и военного деятеля Шабдан баатыра. Выступая на торжестве по случаю юбилея, премьер-министр КР Джоомарт Оторбаев отметил, что правительство выделит 100 тысяч сомов на сценарий фильма о Шабдан баатыре, а его проект утвердят до конца 2014 года. «Кабмин рассмотрит его и выделит на съемки 10 миллионов сомов. 100 тысяч сомов - это первоначальный взнос для сценария», - сказал он и пожелал, чтобы получилась хорошая и достойная лента об истории и деятельности Шабдан баатыра.

ИА «24.kg» решило продолжить тему о будущих съемках нового фильма по госзаказу беседой с известным кинорежиссером Эрнестом Абдыжапаровым.

- Съемки картины о Шабдан баатыре доверены вам. Как вы восприняли предложение?

- Замысел снять фильм о Шабдан баатыре появился у нас с депутатом Жогорку Кенеша Каныбеком Иманалиевым еще до того, как был дан старт ленте «Курманджан датка». Вернее, Каныбек Иманалиев сделал такое предложение, и я его принял. Но поскольку на протяжении многих лет идея оставалась на уровне сбора материала и написания романа, то и я ни с кем не делился этими намерениями. И после того, как на праздновании 175-летия Шабдан баатыра глава кабмина озвучил мою фамилию и решение правительства финансировать крупномасштабный государственный заказ, лично вручил от фонда правительства 100 тысяч сомов на создание сценария, я уже могу говорить о предстоящем проекте как о фильме, существующем в моем воображении. До последнего момента я не тешил себя иллюзиями, но теперь воспринимаю эту новость как свершившийся факт, который накладывает на меня огромную ответственность и, конечно же, вызов. Вызов - потому что предстоящий фильм все будут сравнивать с фильмом «Курманджан датка», который совершает сегодня свое триумфальное шествие.

- Как вы воспринимаете личность Шабдан баатыра?

- В советскую эпоху его имя упоминалось чаще в негативном свете. А многие о нем даже не знали. Изучая материалы о нем, поражаешься его абсолютной преданности своему народу, щедрости и милосердию по отношению к малоимущим и страждущим, дальновидности и проницательности в политических вопросах, бесстрашию перед врагами и великодушию к ним. Для него в первую очередь важным было сохранить свой народ от предстоящего передела мира такими великими империями, как Англия и Россия. Личная судьба, жизнь, имя стояли на самом последнем месте. Перебирая в сознании его неистовое стремление сблизиться с Россией, неожиданно приходишь к осознанию того факта, что если бы судьба подарила ему еще 4 года жизни, то 1916 года можно было избежать. Прошло столетие, а мировая геополитика остается прежней, и нам стоит прислушаться к зову сердца Шабдан ата, чтобы не повторить прошлых ошибок, сохранить теперь уже свою государственность.

- Кто пишет сценарий к картине?

- Сценарий мы пишем вместе с Каныбеком Иманалиевым на основе его романа «Шабдан баатыр», он уже на стадии завершения. На киностудии уже рассматривают нашу расширенную заявку, на основе которой просчитали бюджет будущего фильма. Непосредственно режиссерскую разработку будет делать постановочная группа. На начальной стадии большую консультативную работу провела правнучка Шабдан батыра - Жаныл Абдылдабек кызы. Но окончательный вердикт поставит художественный совет киностудии «Кыргызфильм», где и будет осуществляться постановка. Существует и формальная часть. Необходимо провести заключение художественного совета на основе расширенной заявки и решение коллегии департамента и правления Союза кинематографистов по поводу моей кандидатуры, после которого последует постановление правительства. Так что теоретически возможен и такой вариант, когда вместо меня могут поручить постановку картины другому режиссеру (тьфу, тьфу, тьфу).

- Успеют ли в КР до конца 2014-го утвердить проект фильма?

- Если бы этот проект начинался с нуля, то, конечно же, освоить 10 миллионов сомов до конца года было бы невозможно. Но поскольку проект готовился многие годы, то произойдет следующая последовательность. Надеюсь, что так и будет. Сейчас Министерство культуры, департамент кинематографии и киностудия «Кыргызфильм» крайне заинтересованы в этом госзаказе. Ведь это дополнительное оснащение технической базы киностудии, новые рабочие места и новый престиж кинематографической отрасли. Можно ожидать, что формальная часть пройдет быстро. Пока же будет утверждена сметная стоимость «уходящей натуры» (термин художников и киношников, на сленге которых он означает время года или места, которые вот-вот исчезнут, и надо поторопиться со съемками – прим. ИА «24.kg») и запущен в производство один из эпизодов фильма, охватывающий зимнюю натуру. Это последние дни Шабдан баатыра, когда он прощается со своими близкими и оппонентами и делает завещание, фактически предвидя события 1916 года. Одновременно будет закуплена недостающая спецтехника - кран, рельсы, стедикам (стабилизатор камеры), свет, звуковая аппаратура. Ведь на проекте «Курманджан датка» значительная часть техники использовалась в аренду, хотя и приобретено было немало.

- В утвержденном проекте будут оговариваться даты начала и окончания съемок, монтажного периода и прочего? И достаточно ли выделяемой суммы для создания масштабного кинополотна?

- Все будет зависеть от намерения правительства последовательно финансировать данный заказ. Проект «Курманджан датка» снимался 2,5 года не потому, что группа так долго работала. Единственной причиной затягивания проекта было недофинансирование в первый год. Чтобы мы смогли презентовать готовый фильм к весне 2016 года, необходимо открыть новое финансирование уже до весны 2015-го. Бюджет фильма, по подсчетам бухгалтерии «Кыргызфильма» на основании расширенной заявки, - 63 миллиона сомов. Значит, на начало 2015 года необходимо выделить на проект остальные 53 миллиона сомов. К слову, казахи до сих пор не могут прийти в себя от фильма «Курманджан датка» (70 миллионов сомов), который получился круче, чем их «Мын бала» (790 миллионов сомов) и «Кочевники» (2 миллиарда сомов).

Но если опять начнется бюрократическая волокита и финансирование затянется до осени, то съемки основных эпизодов начнутся лишь весной 2016 года, и картину мы сможем увидеть зимой 2017-го. Это только те, которые будут проходить в Кыргызстане. А ведь намечены съемки в Стамбуле, где Шабдан баатыр по пути в хадж пожертвовал на построение железной дороги в Мекку 2 тысячи золотых монет, что, по нынешним меркам, равноценно $3 миллионам. Также ожидаются съемки в Москве, где Шабдан баатыр присутствовал на коронации русского царя Александра третьего. К счастью, на праздновании 175-летия Шабдан баатыра присутствовали послы Турции и России, заверившие кыргызское правительство в активном соучастии в данных эпизодах. Так что предстоящий фильм станет событием не только для Кыргызстана, но и значительным международным проектом трех стран.

- Нет ли страха, что ваш фильм не будет понят зрителями, не принят ими?

- Хороший вопрос. Страх как состояние деморализует дух человека, замораживает его поступки и ограничивает творческую свободу. Поэтому меня никогда не беспокоят мысли типа «а что скажут люди?». Возможно, поэтому говорю и делаю не то, что принято, а то, что считаю правильным. На самом деле все, что было сделано до сегодняшнего дня, - это поиск новых форм, новых идей, возможностей, тренировка навыков ремесла. И, тем не менее, снятое до сих пор - микробюджетные фильмы, которые из-за ограничения в средствах и возможностях диктуют соответствующие задачи. Я знаю многих талантливых режиссеров, которые из страха не сделать «шедевр» так и не сняли свои заветные фильмы. Именно поэтому «Шабдан баатыр» для меня - не попытка удивить всех и получить «золотую пальмовую ветвь», а убедительно и красиво рассказать историю человека, который посвятил всю жизнь служению своему народу в самый критический момент истории. Чем больше в этом будет искренности, тем более понятен он станет и зрителям, и критикам. И чем больше будет в этом лукавства, тем более он будет запутан и изощрен. Но одно дело рассуждать об этом. Другое - сделать что-то стоящее. Поэтому, как у нас говорят, «коз коркок, кол баатыр» («глаза боятся, руки делают»). Надо просто работать!

Бизнес