Желание кыргызстанца быть честным с государством сыграло с ним злую шутку. Вместо поддержки и защиты он получил уголовное преследование и требование выплатить в пользу бюджета несколько миллионов сомов. Попытка отстоять правоту в судах заканчивается провалом. Потому что служители Фемиды не хотят следовать букве закона, принимая противоречащие друг другу решения.
Поверь властям и выплати миллионы
В 2009 году казахские инвесторы решили строить в южной части Бишкека жилые дома. Но по кыргызскому законодательству они не могли быть собственниками земли. Тогда предприниматели нашли в Кыргызстане партнера — Назара Аманкулова. В итоге куплен участок площадью 3 гектара, который оформили на него. При оформлении сделки указали стоимость участка в 2,2 миллиона сомов.
После апрельской революции 2010 года казахские инвесторы решили не рисковать и заморозить проект. Назар Аманкулов должен был продать землю и вернуть инвесторам их вложения. Реальные претенденты на участок появились только в 2014-м.
В 2013 году в Кыргызстане стартовала кампания по легализации имущества и доходов. Ее суть была в том, что граждане могли легализовать свои имущество, доходы, активы, полученные до 31 декабря 2012-го.
«Поверив обещаниям государства, я легализовал купленный в 2009 году участок путем актуализации его стоимости. То есть я задекларировал реальную стоимость участка на момент его покупки. Цена составила 125 миллионов сомов. Поскольку стоимость земли превышала декларационный порог, я уплатил единовременный декларационный платеж в 450 тысяч сомов», — рассказал Назар Аманкулов.
В 2014 году он продал участок. Никаких налогов при этом Аманкулов платить не должен был, так как уже внес декларационный сбор. Но у управления Налоговой службы по Октябрьскому району были иные представления. В марте 2015-го сотрудник УГНС провел камеральную проверку.
Фискалы сочли, что Назар Аманкулов не выплатил налоги от продажи участка в 2014 году. Ему начислили подоходный налог в 10 процентов от стоимости участка — более 12 миллионов сомов.
Напомним, что, по сути, факт продажи участка Назар Аманкулов должен был указать в декларации в 2015 году. А физические лица сдают ее до 1 апреля.
Но ни легализацию стоимости имущества, ни срок предоставления декларации Налоговая служба в расчет не приняла. При камеральной проверке Назар Аманкулов сообщил инспектору УГНС, что легализовал имущество, но тот ответил, что его это не интересует.
Как должно быть по закону
Назара Аманкулова просто шокировало происходящее. Во время кампании по легализации ГНС неоднократно заявляла, что все указанные в легализационной декларации активы будут считаться очищенными от налогообложения и других обязательных платежей. При этом в случае добровольного декларирования государство гарантирует неприменение впоследствии дискриминационных мер.
Для того чтобы выяснить, есть ли его вина, Назар Аманкулов обратился в Палату налоговых консультантов. Там ответили, что никаких налогов он платить не должен был.
В Кыргызстане политику в области налогообложения определяет Министерство экономики. Именно это ведомство было ключевым разработчиком программы легализации имущества. В его официальном письме Назару Аманкулову четко указано, что действия декларанта правомерны. Имущество признали легализованным по указанной в декларации стоимости, а обязательство, которое может возникнуть из-за разницы в стоимости имущества, следует считать исполненным.
То есть никаких налогов, пени и штрафов Назар Аманкулов платить не должен.
Обратился предприниматель и в Жогорку Кенеш как орган, имеющий полное право толковать законы. Два парламентских комитета — по экономической и фискальной политике и по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту — подтвердили, что никаких законов Назар Аманкулов не нарушил. Более того, юристы парламентских комитетов отметили, что действия Налоговой службы по дополнительному начислению подоходного налога говорят о непризнании ею факта легализации имущества по актуальной стоимости.
Получается, что, решив участвовать в объявленной государством кампании по легализации, Аманкулов сам навлек на себя все беды. Так, легализовав стоимость земельного участка, а также заплатив за это в бюджет почти полмиллиона сомов, Аманкулов сам раскрыл реальную стоимость участка на момент его приобретения, что было использовано Налоговой службой во вред декларанту: Аманкулову начислили подоходный налог. Не обратись Аманкулов с декларацией, никто бы так и не узнал о действительной стоимости участка, и в УГНС не пришло бы на ум считать доходы, которых Аманкулов фактически не получал.
Судебные парадоксы
Тогда Назар Аманкулов решил обратиться в суд, чтобы доказать незаконность дополнительного начисления налогов. Суд первой инстанции — Межрайонный суд Бишкека — встал на его сторону. Он признал решение Налоговой службы о начислении подоходного налога недействительным. Но суд второй инстанции и Верховный суд решили дело в пользу Налоговой службы, то есть в пользу пополнения бюджета страны.
Но на этом история не закончилась. Получив решение Верховного суда о том, что доначисление налогов произведено верно, ГНС обратилась в суд о взыскании налогов. Речь идет о нескольких миллионах сомов, а уклонение от уплаты налогов в таком размере подпадает под статью Уголовного кодекса. В итоге Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями возбудила в отношении Назара Аманкулова уголовное дело.
Так как истек срок привлечения к уголовной ответственности, следователь предложил Аманкулову закрыть дело.
Вроде бы стоило согласиться. Никому ведь не хочется сидеть за решеткой. Но прекращение дела по истечении срока давности не является реабилитирующим обстоятельством. Назар Аманкулов решил идти до конца и попросил передать дело в суд.
Рассмотрев дело, суды всех трех инстанций вынесли Назару Аманкулову оправдательный приговор. Служители Фемиды признали, что в действиях Назара Аманкулова не было состава преступления, то есть от уплаты налогов он не уклонялся.
И это самая главная странность. С одной стороны, суды признают, что Назар Аманкулов должен выплатить подоходный налог. А с другой стороны, говорят о том, что он не уклонялся от уплаты налогов. Как такое может быть? По закону никак. Но в этом и парадокс судебной системы Кыргызстана.
Ты не виноват, но заплатить должен
Когда Верховный суд вынес окончательный оправдательный приговор, Назар Аманкулов вновь обратился в суд второй инстанции с просьбой пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам. Вроде все логично. Раз от налогов не уклонялся, то и требования Налоговой незаконны. Не может быть двух разных решений по одному и тому же делу. Но это в стране, где суды чтят законы. В Кыргызстане же этого нет. Суд второй инстанции отказал в пересмотре дела, считая свое решение законным.
Сейчас единственная надежда Назара Аманкулова на восстановление справедливости — решение Верховного суда отправить дело на новое рассмотрение. Но вспомнят ли судьи о том, что они должны стоять на защите интересов прав и свобод граждан, или и дальше будут попирать законы ради пополнения казны?
История предпринимателя — далеко не единичный случай.
Споры о легализованном имуществе дошли до стен Совета по развитию бизнеса и инвестициям. Решили, что ГНС и ГСБЭП совместно с Министерством экономики и Палатой налоговых консультантов рассмотрят вопрос налогообложения операций с легализованным имуществом, отзовут ранее принятые решения и усилят внутриведомственный контроль соблюдения законодательства о легализации доходов и имущества. Решение есть, но кто бы его еще исполнял... Ведь защита бизнеса и инвестиций в Кыргызстане по-прежнему только на бумаге.
А ведь Кыргызстан планирует перейти к всеобщему декларированию доходов, планируется амнистия капитала. А теперь вопрос: захочет ли кто-либо после такого вообще честно платить налоги и показывать государству свое имущество? Ответ очевиден. Прежде чем требовать от граждан соблюдения законов, госорганы должны научиться сами их неукоснительно исполнять.