Скудная государственная казна не позволяет властям выполнять все взятые на себя обязательства. Еще более сложной становится ситуация, когда на скудных финансах пытаются «заработать» нечистые на руку чиновники.
Рыба гниет с головы
Недавний аудит использования бюджетных средств в Госагентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства за 2012 год и Департаменте жилищно-гражданского строительства за 2012-2013 годы - лишнее подтверждение тому, как кыргызские чиновники заботятся о своем кармане в ущерб государственному.
В 2012 году на содержание центрального аппарата агентства должны были направить 19 миллионов 19,3 тысячи сомов, но фактические расходы составили 17 миллионов 523,2 тысячи. Вроде можно говорить о сокращении трат, но аудит показал: на самом деле расходы могли быть еще меньше. В 2012-м во всех отделах были вакантные должности. Вместо того чтобы набрать людей в штат, директор госагентства заключал трудовые договора с людьми без соответствующего стажа и опыта. Им выплачено заработной платы на 837,3 тысячи сомов.
В августе 2012 года президент распорядился выделить из резервного фонда 500 тысяч сомов для изготовления и установки флагштока в Таш-Добонском айыльном округе Аламудунского района Чуйской области. Госстрой без торгов и предоставления счет-фактуры перечисляет деньги за эту работу ОсОО «СМУ-3». Торжественное открытие флагштока приурочили ко Дню независимости КР, но материалы по его строительству оформили лишь через 4 месяца.
Есть в бюджете Госстроя такая статья как спецсредства. Основные источники доходов по ней складываются из ежеквартальных отчислений в 10 процентов от прибыли подведомственных учреждений и добровольных взносов. На практике подведомственные подразделения Госстроя перечисляли деньги даже будучи в убытках, а центральный аппарат тратил эти деньги (406,8 тысячи сомов) на выплату премий к праздникам и проведение торжественных мероприятий. Хотя спецсредства можно использовать исключительно на научно-исследовательские, опытно-конструкторские, градостроительные и проектные работы, покупку оборудования.
Департамент всевластия
Еще большие нарушения выявлены в Департаменте жилищно-гражданского строительства. Именно через него проходят почти все деньги, выделяемые из госбюджета на капитальное строительство. Начнем с того, что на содержание департамента идет 2,9 процента средств от расходов по статье «Капвложения». Однако отчета об использовании этих денег ни Министерство финансов, ни Госстрой не получили.
Вместо этого ежегодно средства бюджета, используемые департаментом, отражались как расходы на капитальные вложения. В 2012 году они составили 46 миллионов 530,8 тысячи сомов, в 2013-м – 44 миллиона 764,3 тысячи сомов. Из-за этого исказилась вся отчетность кабинета министров об исполнении республиканского бюджета в части финансирования капитальных вложений. К спонсорской помощи применялись такие же нормы. В результате вне системы казначейства использовались в 2012 году 46 миллионов 530,8 тысячи сомов, в 2013-м – 44 миллиона 764,3 тысячи сомов.
Департамент самовольно распоряжался и теми деньгами, что выделялись на ремонт и строительство социальных объектов. В бюджет-2012 заложили деньги для финансирования 200 объектов. Работы по 181 из них проходили через Департамент жилищно-гражданского строительства. В ходе исполнения бюджета деньги перераспределили, и в итоге департамент профинансировал работы на 156 объектах на 957 миллионов 592 тысячи сомов.
При этом значительное количество объектов, финансируемых по статье «Капитальные вложения», находились в южных регионах - в Ошской (60), Джалал-Абадской (27) и Баткенской (20) областях. Однако эффекта от перераспределения денег не было. В 2012 году в эксплуатацию сдано всего 6 объектов балансовой стоимостью 198 миллионов 360,2 тысячи сомов.
Аудитом выявлены серьезные пробелы в администрировании вопросов финансирования объектов капитального строительства. Фактически в список финансируемых объектов включаются предложения, не имеющие экономического обоснования и проектной документации. Это ведет к неэффективному использованию государственных средств, долгострою и вложению средств в незаконченные объекты. Объем незавершенного строительства государственных объектов в конце 2012 года составил 3 миллиарда 53,7 миллиона сомов, 2013-го – 5 миллиардов 658 миллионов сомов.
К тому же, Госстроем до сих пор не разработаны проекты типовых школ, детских садов, спортзалов, нормативы стоимости проектных работ, ответственность проектировщиков, допустивших некачественное и неполное проектирование.
Своя рубашка ближе к телу
Заботиться о казне государства в Департаменте жилищно-гражданского строительства (ДЖГС) не принято. Пример, видимо, берут с начальства в лице Госстроя. Так, на 2012 год штатное расписание департамента утверждено директором Госстроя в количестве 120 единиц с месячным фондом оплаты труда в 973,5 тысячи сомов. В 2013-м штатное расписание меняли дважды. Сначала предусмотрели 60 сотрудников с фондом оплаты труда в 521,7 тысячи сомов. Вот где экономия! Но не тут-то было. Через месяц в ДЖГС решили, что слишком урезали штат и увеличили его до 76 единиц. Соответственно выросли и расходы на зарплату – до 638,1 тысячи сомов. Еще 48 сотрудников приняты в территориальные управления капитального строительства с общей зарплатой в 412,2 тысячи сомов.
К ноябрю штатное расписание вновь изменили. Приказом директора число работников департамента сократилось до 14 человек, но расходы на зарплату выросли до 754,2 тысячи сомов, как и траты на содержание территориальных подразделений - до 472,2 тысячи сомов.
По закону, оклады у сотрудников департамента должны быть такими же, как и в центральном аппарате Госстроя. Но на деле оклады в ДЖГС установлены без какого-либо нормативного подтверждения. Например, директор ведомства получал такую же зарплату, как и статс-секретарь Госстроя. Оклады заведующих отделами в среднем составили 10,5-11,5 тысячи сомов. В центральном же аппарате те же специалисты получали лишь 8,8 тысячи сомов. Аналогичная ситуация и по другим штатным единицам.
Аудит установил, что достижения прогресса бухгалтерам ДЖГС неведомы. Зарплату они начисляли на устаревшей компьютерной программе. Обновить программное обеспечение в департаменте не могли - нет технических специалистов. Зато начисляли материальную помощь и квартальные премии без каких-либо приказов. По закону сотрудники-контрактники должны получать только фиксированную зарплату, без премий и надбавок. Но на деле экономисты департамента не скупились на дополнительное материальное поощрение людей вне штата.
Например, в июле 2012 года Д.И. Борбодоева по контракту с зарплатой в 10 тысяч сомов принята ведущим специалистом учетно-финансового отдела. За полгода ей выплатили 154 тысячи сомов вместо 60 тысяч. Представителю по выдаче и возврату ссуд по Ноокенскому району и городу Майлуу-Суу, тоже контрактнику, оказали материальную помощь в 16 тысяч сомов из-за болезни. При этом даже больничный лист не потребовали.
В 2013 году по расчетным ведомостям, представленным департаментом, начислено заработной платы на 33 миллиона 329,6 тысячи сомов. Анализ показал, что за год фонд оплаты труда вырос на 13 миллионов 937,7 тысячи сомов. В том числе за счет увеличения размеров должностных окладов на 2 миллиона 724,1 тысячи сомов, оплаты за выслугу лет – 2 миллиона 99,6 тысячи сомов, премий – 7 миллионов 660,8 тысячи сомов, отпускных – 1 миллион 540,8 тысячи сомов.
В структуре фонда премии составляют почти половину начисленной заработной платы. Без приказов в 2013 году начислены квартальные премии на 2 миллиона 780,9 тысячи сомов.
И это неполный список нарушений, на которые закрывает глаза руководство Госстроя. На прежнего директора Каныбека Нарбаева заведено уголовное дело. Оно возбуждено по статье «Злоупотребление должностным положением» по факту незаконного применения норм расчетов и расходов при составлении сметы строительства объектов в Бишкеке. Скорее всего, в ближайшее время к делу добавятся новые эпизоды. Но остановит ли это любителей поживиться за счет государства?