Прошел год с того момента, как главное золоторудное месторождение страны — Кумтор перешло в полную собственность Кыргызстана. Тогда казалось, что теперь вот точно заживем, будем как сыр в масле кататься.
Но 12 месяцев спустя стало понятно, что мечты очень далеки от реальности.
Работа рудника не стала более открытой. Имеющиеся данные говорят, что прибыль проекта весьма сомнительная. При этом самое крупное производство страны по-прежнему сопровождают скандалы, разборки и уголовные дела.
Куда девается золото
Главный вопрос, который интересует общественность после фактически национализации Кумтора, — куда девается добытое на месторождении золото? Первый год данные были полностью засекречены, потому что объект находился под внешним управлением. Но и после того, как его сняли, ситуация прозрачнее не стала.
Чиновники каждый раз заявляют разное, говоря о реализации драгоценного металла.
Приведем только пример весны этого года. В интервью телеканалу «Мир» председатель кабинета министров заявил, что золото никуда не экспортируют последние два года. Но в феврале 2022-го, в разгар разборок с канадцами он говорил, что металл продают с дисконтом из-за отзыва клейма Good delivery.
В текущем году поставки тоже продолжились. За январь — май 2023 года Кыргызстан экспортировал 1 тысячу 746,1 килограмма золота на $109,1 миллиона. Это значит, что унция золота стоила $1 тысячу 945. В прошлом году за аналогичный период продан только
Больше всего золота поставили в Швейцарию — 1 тысячу 243,2 килограмма на $78,2 миллиона. Это по $1 тысячи 956,9 за унцию.
Напомним, что по факту продажи золота даже создавали депутатскую комиссию. Но она не нашла фактов хищения золота на «Кумторе». Кроме того, нардепы не смогли найти подтверждения об экспорте золота в Турцию. Зато выяснили, что в хранилище Нацбанка есть 47 тонн драгоценного металла.
Кто и на каких условиях продает золото на мировом рынке, так и остается загадкой.
А есть ли прибыль
С доходами от работы главного золотого проекта страны тоже все сложно. Если в 2021-2022 годах еще была прибыль, то сейчас ее нет. Оказалось, что за первые три месяца 2023-го «Кумтор» сработал в убыток на $12 миллионов. За три месяца года реализовали 77 тысяч
В итоге выходит, что на продаже золота рудник заработал $146,6 миллиона, а потратил на производство металла $159,2 миллиона.
Снижаются и показатели отчислений в бюджет страны. А ведь в первые месяцы работы рудник перечислял платежи, которых республика не видела годами. Например, в 3,2 раза снизились выплаты за пользование поверхностными водами — с $1,5 миллиона до $471,3 тысячи. Уменьшилась и ежегодная сумма, перечисляемая на прирост минерально-сырьевой базы.
Интересно, что кабинету министров уже представили отчет о работе «Кумтора» за первое полугодие 2023-го. В релизе кабмина говорится о росте прибыли, но самого отчета в открытом доступе нет. Поэтому и непонятно, откуда взялась прибыль и есть ли она вообще.
Отметим, что после перехода под полное управление Кыргызстаном работа рудника не стала прозрачной. О его деятельности можно судить только по скупым пресс-релизам самой компании и не всегда полным отчетам. Гораздо более детальную информацию представляют первые лица страны, когда возникает очередной скандал вокруг рудника.
Посадить всех
Уголовных дел, связанных с «Кумтором», тоже не становится меньше. Их возбуждают в отношении тех, кто так или иначе был причастен к процессу национализации проекта. Первым крупным фигурантом следствия стал идейный вдохновитель процесса национализации, он же первый руководитель возвращенного государству золотого проекта — Тенгиз Болтурук.
Именно он предложил ввести на руднике внешнее управление из-за экологических нарушений и забрать объект у Centerra Gold.
Претензии к работе самого Тенгиза Болтурука возникли почти сразу после завершения переговоров и подписания документов с канадской компанией. В августе прошлого года на «Кумторе» сняли внешнее управление, после чего последовали громкие отставки и уголовные дела.
Тенгиза Болтурука задержали в сентябре 2022 года, позже отпустили под домашний арест. Расследование дела продолжается.
Сам бывший управляющий «Кумтора» и другие фигуранты уголовного дела о коррупции выплатили 844 миллиона 512 тысяч 858 сомов.
Теперь тучи сгустились над экс-министром природных ресурсов Динарой Кутмановой. Она много лет заявляла о нарушениях на руднике и требовала через суд взыскать многомиллиардный ущерб. Сын Динары Кутмановой Кемелбек был в числе активистов, которые подали гражданский иск к ЗАО «Кумтор Голд Компани». Тогда решением суда компанию оштрафовали на рекордные 261,7 миллиарда сомов. Это было началом истории с национализацией рудника.
А что сейчас? В ГКНБ заявили, кто задержан в рамках уголовного дела по фактам коррупции в Минприроды и ОФ «Фонд развития природы» и как экс-чиновница Динара Кутманова и ее семья присваивали миллионы из различных проектов. Экс-министр природных ресурсов, экологии и технического надзора задержана и водворена в СИЗО. Ее сын находится в международном розыске, сейчас его пытаются депортировать из Турции.
Это самые громкие дела и нарушения, которые всплыли всего спустя год после полного перехода «Кумтора» в собственность Кыргызстана. Сколько их еще будет, одному ГКНБ известно.
Ранее общественности обещали, что отныне рудник будет работать честно, прозрачно и на благо страны. Получается, обещания традиционно остаются пока только на словах.