Почему Кыргызстан живет не по средствам?
Огромную ложку дегтя добавил в бочку поствыборных торжеств Минфин республики. Пока шесть партий праздновали победу в «самой демократической» парламентской кампании, правительство обозначило главную проблему, с которой новоиспеченным законодателям придется бороться в первую очередь. Кыргызстан традиционно столкнулся с дефицитом бюджета. И средств, как водится, на его покрытие нет.
Подайте на заплатки
Чтобы подлатать дыры в казне, Кыргызстан вновь обратился за помощью к России. Кремль в очередной раз выделяет безвозмездную помощь. Как сообщил на пресс-конференции в Бишкеке замминистра финансов КР Алмаз Бакетаев, поступление средств из РФ ожидается в течение ближайших недель: речь о $30 миллионах. Впрочем, и их казне не хватит. Поэтому Минфин планирует направить на заплатки и льготный кредит от Европейского союза, поступление которого ожидается до конца 2015 года.
Общие расходы республиканского бюджета, по оценкам специалистов, достигли 28 процентов ВВП. Больше половины этих средств (55,9 процента от общих расходов, или 41,7 миллиарда сомов) направлены на социальную сферу. Однако не стоит думать, что именно это главная причина дефицита бюджета, а Кыргызстану пора бы научиться жить по средствам, хотя зерно истины тут присутствует.
Власти объясняют происходящее «негативным эффектом от позднего вступления» в Евразийский экономический союз и сокращением объема импорта. Доходная часть бюджета, иными словами, уменьшилась из-за снижения таможенных и других сборов, а также НДС. Впрочем, смеем предположить, что картина мало бы изменилась и без интеграции в ЕАЭС.
Распиловочный цех кредитов
Еще два-три года назад президент Казахстана, прибывший в Кыргызстан с государственным визитом, обратил внимание на необходимость создавать в КР новые производства и рабочие места. По его словам, государство должно опираться на собственную экономику, а потом – на внешние заимствования. Как ни удивительно, но слова Нурсултана Назарбаева остаются актуальными по сию пору.
Крупных новых производств по-прежнему не создано, народ все также тянется на заработки в Россию. То есть, надежды на то, что ЕАЭС станет для Кыргызстана спасительным кругом, не совсем оправдались. Ведь очевидно, что рано или поздно та же Россия поймет, что выделка не стоит овчинки, и номинальное присутствие республики в числе союзников обходится слишком дорого. Ведь помимо указанных $30 миллионов, Кремль в течение последних лет на поддержку кыргызского бюджета выделял не менее $100 миллионов. Да и нашим «боярам» действительно пора бы научиться зарабатывать не на распиле кредитов и грантов, а на укреплении и развитии реального сектора экономики.
Руководство страны, впрочем, пока продолжает тешить себя мечтами, что где-то за рубежом найдется добрый дяденька, который возьмет маленькую, но очень гордую республику на поруки и создаст тут много разных и прибыльных проектов, не забывая отсыпать щедрой ручкой в карманы чиновникам и алчным депутатам. Недавно ярмо благотворителя пытались примерить даже на японского премьера Синдзо Абэ.
Парадокс кыргызской политики
Страна восходящего солнца, как известно, испытывает постоянную нужду в сырье для своей промышленности. То есть в представлении местных «менеджеров», Япония - идеальный вариант богатого и, отчасти, готового на многое инвестора. Существуют же проекты, реализованные дальневосточным бизнесом, в той же Туркмении и Казахстане, где аппетиты чиновников тоже нельзя назвать умеренными. Да вот незадача: в стране сакуры и самураев давно научились считать деньги.
«Япония, как в принципе и любой серьезный инвестор, не склонен к благотворительности, - комментирует российский аналитик Аждар Куртов. - Первоочередная задача бизнеса – получение прибыли. Во-вторых, потенциальным партнерам Кыргызстана надо держать в голове специфическую инвестиционную историю республики. Прежняя нехорошая политика в отношении бюджетообразующих предприятий – золоторудных месторождений Кумтор и Джеруй -, разрабатываемых канадскими и российскими инвесторами, может перекинуться и на новые проекты. Рецидивы в виде акций протеста, необоснованных требований и пересмотра соглашений, увы, непредсказуемы. А реальных вариантов выхода из ситуации пока никто не предложил».
Взгляд со стороны, быть может, и покажется предвзятым, но, тем не менее, он отражает реальную ситуацию. О том же неоднократно говорили и местные эксперты. Но разве к ним в гордой и суверенной элите маленькой демократической страны прислушиваются? К примеру взять тот же «Кумтор», который не только обеспечивает казну многомиллионными поступлениями, но и финансирует множество социальных проектов в Иссык-Кульской области и некоторых других регионах страны. Но, несмотря на очевидный и весомый вклад проекта в экономику, на протяжении многих лет его «кошмарят» власть имущие. И если раньше этим, как правило, занималось правительство, то в последние годы – парламент, который если и существует, то только благодаря налогам и сборам, поступающим в казну. Это можно было бы назвать парадоксом кыргызской политики, если б столь неоднозначная позиция давно не превратилась в настоящую традицию.
Достучаться до политиков
Можно ли сломать порочную схему, которая не позволяет стране развиваться? Однозначно – да, было бы желание. Поэтому президент Алмазбек Атамбаев призвал новую коалицию парламентского большинства забыть о политических амбициях и тесно работать с правительством по укреплению экономики.
«Для реализации вышеуказанных задач необходимо эффективное и согласованное взаимодействие коалиции парламентского большинства с формируемым ею правительством, - заявил глава государства. – Надо исключить внесение несогласованных изменений в правительственные законопроекты, принятие без согласования с правительством инициированных депутатами ЖК законов о налогах и сборах и иных законов, предполагающих дополнительные расходы государственного бюджета».
Если проецировать сказанное на тот же «Кумтор», то президентский месседж следует трактовать так: любое решение парламента по будущему стратегического проекта должно быть согласовано с правительством. Иными словами, если та же «Ата Мекен», которую все же взяли в коалицию большинства, некогда требовала национализации, то теперь от этой идеи ей придется отказаться. Если, конечно, социалистам не хочется оказаться в компании другого противника здравой инвестиционной политики – фракции «Республика – Ата Журт», построившей всю агитационную кампанию на создании образа врага из представителей крупного бизнеса.
Поймут ли президентское послание в парламенте - станет ясно в ближайшее время. Правительство надеется, что одним из первых решений парламента будет одобрение проекта поправок в Водный кодекс, который не только снимет с повестки дня проблему политического давления на проект «Кумтор», но и позволит привлечь в горнодобывающую отрасль других инвесторов.