00:01
USD 87.00
EUR 90.64
RUB 0.85

Налоговый кодекс. Как вместо поддержки добивают бизнес

Новый Налоговый кодекс стал настоящим кошмаром для бизнеса. Облегчения условий ведения работы так и не случилось. Да еще и налоговая нагрузка выросла.

Вместо упрощения работы предприниматели встали перед выбором: уходить в тень или разориться.

Государство настаивает на том, чтобы все платили налоги. Но почему-то забывает сказать о том, что пытается забрать у бизнеса весь его доход. Так получилось, например, в секторе общественного питания. Для кафе, столовых и ресторанов с легкой руки чиновников установили максимальную ставку единого налога.

Добить умирающий общепит

С января 2022-го вступила в силу новая редакция Налогового кодекса. И в нем установлено ранжирование ставок единого налога в зависимости от видов экономической деятельности.

По непонятным причинам для общепита ставка максимальная — 8 процентов.

При этом, например, для переработки сельхозпродукции и торговли ставка составляет 2 и 4 процента для платежей в наличной и безналичной формах соответственно. Никаких четких и понятных объяснений, почему установлена именно такая ставка, никто не озвучил. Как и не подумал о возможных проблемах.

«Столовые и кафе являются бизнесом с низкой рентабельностью. Одной из основных задач для общепита последние два года было сдерживание цен. Кафе и рестораны не повышали собственные цены в том же темпе, в каком росла стоимость продуктов. Это было достигнуто за счет снижения себестоимости или жертвования собственной прибылью. На сегодня сектор терпит колоссальные убытки. Мы до сих пор не оправились после пандемии и локдауна», — рассказал президент Ассоциации предприятий общественного питания, руководитель Центра по независимой сертификации профессиональных компетенций Анатолий Деревинский.

Но общественное питание в Кыргызстане является одной из передовых отраслей в сфере услуг.

Эта сфера создает рабочие места с высокой оплатой труда, обеспечивает привлечение инвестиций, создает туристическую инфраструктуру. Но сейчас все это под вопросом, ведь высокая ставка единого налога сразу же отразится не только на владельцах бизнеса, но и на всей стране. Граждане столкнутся с ростом цен, а работники отрасли — с урезанием заработной платы. Государство имеет опыт более бережного обращения с другими отраслями (швейное производство, строительство), но почему-то наотрез отказалось подумать о сфере, в которой трудится не менее 100 тысяч человек.

Получить налоги или потерять все

Представители сферы отмечают, что единый налог в 8 процентов не просто приводит к снижению прибыльности заведений общепита, он создает риск для их полного выхода из бизнеса.

Это неминуемо приведет к росту безработицы.

Многим работодателям, чтобы выжить на рынке, придется принимать кардинальные меры в виде понижения заработной платы своим сотрудникам или сокращения штатных единиц. А это повлечет отток кадров.

«Уже сейчас ведущие повара нашей отрасли уезжают за границу, потому что там заработная плата гораздо выше, чем у нас. Наши работодатели не могут предоставить им такие условия», — подчеркивает Анатолий Деревинский.

Еще одна проблема — отток инвестиций из сектора.

Уже сейчас мало кто пытается открыть новые рестораны. Никто не хочет инвестировать свои финансовые средства в бизнес, который не будет приносить доходы. Поэтому инженеры, проектировщики, технологи тоже остаются без работы. Страдает отрасль поставщиков технологического оборудования из-за отсутствия заказов.

Директор Ассоциации ведущих рестораторов и отельеров Кыргызстана Евгений Тян уверен, что негативные последствия могут коснуться и самого государства. Оно просто не получит желаемых поступлений налога на добавленную стоимость (НДС).

Ведь установленный порог по НДС в 30 миллионов сомов препятствует росту предприятий общепита и вынудит их дробить бизнес.

После превышения этого порога вводится общий налоговый режим: 12 процентов НДС и 10 процентов налога на прибыль. Это проблематично по нескольким причинам. Бизнес общепита не работает с налогооблагаемыми поставками. Большинство закупок совершается на продуктовых рынках, где продавцы — зачастую обычные фермеры — не представляют никаких документов бухгалтерской отчетности. К тому же оборот заведений общественного питания не является индикатором их прибыльности. Основу оборота составляют покупка продуктов питания (ингредиентов), оплата труда персонала, аренды помещений и коммунальных услуг.

«НДС, налог с продаж (НсП) и налог на прибыль попросту заберут всю прибыль, так как уровень рентабельности у больших заведений не отличается от маленьких. В итоге общепит будет стремиться снижать единый показатель за счет дробления бизнеса на несколько предприятий. У сектора будет еще меньше стимула вкладываться в развитие и увеличение своего бизнеса», — заметил Евгений Тян.

Он уверен, что дробление предприятий общепита на несколько во избежание достижения порога НДС станет неизбежной практикой. Государство не получит выплат, а рынок будет скрывать реальные объемы своей деятельности.

Пойти на попятную

Во всей этой истории очень интересна позиция самих чиновников. Люди еще совсем недавно с высоких трибун говорили о поддержке бизнеса и о том, что с принятием нового Налогового кодекса не будет увеличения нагрузки на предпринимателей. Когда же выяснилось, что все получилось в точности до наоборот, крайним оказался... бизнес.

В Налоговой службе заявили, что представители сферы общепита не возражали против ставки единого налога в 8 процентов.

«Когда Налоговый кодекс рассматривался, была создана межведомственная рабочая группа, куда входили и представители бизнеса. Участвовали представители практически всех сфер деятельности. Было много работы с ассоциациями строительства, ювелиров, текстильной отрасли. Велся диалог, решались вопросы. Но представители сферы общественного питания эту работу тогда не провели. Вопрос поднимается только сейчас, когда Налоговый кодекс уже принят», — высказался замглавы Налоговой службы Нурлан Умтулов.

Хорошая позиция. Только вот в государстве, которое реально заботится о бизнесе, так делать не принято. При подготовке проекта закона делается Анализ регулятивного воздействия (АРВ). Его основная цель — посмотреть, не приведут ли новые правила к ухудшению условий работы. И заниматься этим должны именно инициаторы документа, а не бизнес, который и так в последние полтора года пытается отбиться от гениальных идей чиновников и не всегда успевает среагировать на все.

Правда, после поднявшейся шумихи власти согласились с доводами предпринимателей.

«Налоговый кодекс — это не догма, не Коран. Он может претерпевать изменения. На меня вышли рестораторы. Они предложили убрать порог по НДС. Но взамен они готовы платить все налоги и не дробить бизнес, если поставить им единый налог в 6 процентов. В сфере общепита и услуг мы переходим на мировые принципы. Есть клиент — платишь налоги, нет — не платишь», — сказал на пресс-конференции журналистам председатель кабинета министров Акылбек Жапаров.

Бизнес теперь надеется, что эти слова не станут очередным пустым обещанием. А еще напомним, что предприниматели неоднократно просили не спешить с принятием нового Налогового кодекса. Они говорили, что нужно подождать, доработать, чтобы получился действительно качественный документ. И практика показала, что они были правы. Но кто бы их слушал, когда так хотелось получить больше поступлений в бюджет. Только забыли, что необдуманные шаги могут привести к обратному результату.

Популярные новости
Бизнес