08:50
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

Парламентаризм.kg: краткая история коллективной безответственности

Болот Джунусов — Чрезвычайный и Полномочный Посол КР. Он возглавлял дипломатическую миссию нашей страны в России. Сейчас пока без работы. Он решил высказать свое мнение о развитии парламентаризма в Кыргызстане. ИА «24.kg» предоставило эту возможность.

Время горького разочарования

Первые несколько лет после перехода к парламентаризму в стране был некий общественный консенсус о том, что парламентская республика обеспечит поступательное развитие путем прозрачности принятия решений, взаимоконтроля, снижения конфликтности.

Предполагалось, что парламентаризм снизит риски, характерные для периодов авторитарного развития президентов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева, особенно в сфере коррупции.

Однако сбылись прогнозы 2010 года, в том числе и автора: семейную коррупцию сменила коррупция партийная. Сегодня в Кыргызстане правят коррупция представителей партий, получивших «жирные» места в исполнительной власти согласно коалиционному распределению; коррупция партий, покупающих голоса; коррупция депутатов, голосующих за деньги; коррупция неформальных лиц в партии, находящихся в «серой зоне», которые играют роль местных Гришек Распутиных и влияют на решения — преимущественно кадровые и экономические.

Купившие доверие народа партии стали возвращать свои инвестиции. Ресурсы государства начали дружно рвать не президентские семьи и их конюхи, а политики, выбранные электоратом. Причем рвут не украдкой, стесняясь, а берут нахрапом. Самые революционные партии КР погрязли в «административном восторге», поскольку нет механизмов контроля за партиями.

Бутафория и реалии

За это время несколько министров, получивших портфели благодаря партиям, вместо почета получили уголовные дела либо ушли с должностей со скандалом. Несколько партийных министров сошли с должностей благополучно, но живут в беспокойстве. Несколько депутатов также вышли из игры по обвинениям в коррупции.

В исследовании «Коррупция в Кыргызстане: масштабы, причины и возможности снижения» (заказчик — Минэкономики КР, 2014 г.) выявлена ярко выраженная общественная обеспокоенность существованием в стране такого явления, как «политическая коррупция».

  • 18,6 процента респондентов считают, что политическая коррупция напрямую связана с выборами и свойственна Жогорку Кенешу и судебным органам.

Отмечено и вмешательство партий в распределение государственных должностей (продвижение своих родственников, однопартийцев, земляков (12,2 процента).

  • 24,7 процента респондентов из среды предпринимателей считают, что политическая коррупция напрямую связана с коррумпированностью представителей депутатского корпуса.

Государственные и муниципальные служащие понимают под политической коррупцией выборы с грубым нарушением установленных процедур (прежде всего в ЖК), когда подкупаются голоса избирателей (18,7 процента). Из других причин — лоббирование своих интересов и интересов по родственной принадлежности, ведение бизнеса под прикрытием партийных интересов (18,1 процента), практически закрытая деятельность политических партий, когда продвигаются только интересы руководителей (организаторов) партии или однопартийцев (12,6 процента).

  • 26,6 процента респондентов из числа госслужащих, предпринимателей и граждан считают, что партийная система в Кыргызстане оказывает существенное отрицательное влияние и значительно способствует росту коррупции.

Из всех трех целевых групп наивысший процент таких ответов дали госслужащие (30,8 процента), которые сами близко соприкасаются с механизмами коррупции.

Авторы объясняют причины коррупции существующей политикой и системой государственного управления, принципа назначения в государственные органы по партийной принадлежности, отсутствием механизма сдержек и противовесов функционирования ветвей власти, а также зависимость правоохранительной системы от политики.

Зачем нам такой ЖК?

По сути, наш парламент, представленный не самыми образованными, не самыми принципиальными, не самыми добропорядочными гражданами страны, стал превалирующей силой во властной конструкции, чрезмерно оказывающей давление на исполнительную власть, силой неразумной и жадной до привилегий.

Власть богатых продемонстрировала свой постоянный интерес только к вопросу капитала, лишь время от времени реагируя на более широкий спектр проблем, стоящих перед обществом. Президентская власть в своем стремлении оставаться над схваткой, в некоем ареопаге, отчасти стала причиной того, что исполнительная власть перестала думать стратегически и вместо этого вынуждена метаться между кабинетами различных фракций и комитетов парламента. А что еще хуже — начала вздрагивать при каждом окрике какого-нибудь суслика-агронома.

Полагаю, озвучиваемая правящим классом уверенность в том, что парламентаризм — это абсолютно эффективная для КР политическая система, является преувеличением.

Достаточно успешно внедрен инструментарий влияния на игроков процесса с тем, чтобы власть имитации не давала сбоев. Однако на имитации долго не проедешь. Это довольно хрупкая система управления. Возможно, изменения в Конституцию инициированы с тем, чтобы ввести в действия более прямолинейные, отчасти рискованные, но эффективные после 2017 года механизмы управления системой. Возможно, есть нацеленность на достижение результата для всего государства. Возможно, нет такой нацеленности.

  • Парламентаризм в КР — это краткая история коллективной безответственности.

Можно предположить, что злонамеренные, ошибочные решения государственных лиц не получали и не получают должной оценки в силу политической целесообразности в условиях временного сотрудничества между собой политических партий, находящихся в рядах одной правящей коалиции. Можно также предположить, что такие же наносящие ущерб государству действия партийных назначенцев могут покрываться или даже совместно осуществляться членами одной партии, основываясь на том, что партийная солидарность может оправдывать и преступные действия. Согласитесь, что все это похоже на организованные преступные деяния. То есть в условиях Кыргызстана партийные объединения, получившие доступ к государственным ресурсам, при отсутствии механизма контроля со стороны исполнительной власти, независимых правоохранительных и судебных органов, оппозиции, СМИ и общественного сектора в некотором роде становятся организованными преступными сообществами.

Надо что-то делать

Подлинная модернизация в КР возможна только после балансировки отношений ЖК и исполнительной власти. Реально полезного результата для нации при такой форме парламентаризма не будет. Сейчас практически все управленцы в исполнительной власти являются представителями партий.

Один многоопытный человек разъяснил мне, почему в КР нет подлинных изменений: «Зачем, если после очередной отставки правительства тебя могут убрать? Зачем, если, потратив на некие реформы государственные деньги, можно попасть под гребенку кампании по борьбе с коррупцией и потом годами ходить доказывать, что ты не гималайский верблюд. Поэтому лучше сидеть тихо и тихо «делать бабки», чтобы потом часть суммы передать в партию и претендовать в случае победы твоей «политической крыши» на очередное доходное место».

Ситуацию нужно менять. Развития КР при имитационном парламентаризме не будет. Нельзя отдавать весь карт-бланш в управлении страной олигархическому парламенту.

Все возможности сегодня в руках президента. Помимо борьбы с политическими оппонентами и сдерживания «административного восторга» своей ближней команды политическая система страны нуждается в формулировании именно президентских предложений по департизации чиновничества, развития системы контроля над партийными лидерами со стороны местных партийных комитетов, развития «непартийных» форм общественной активности — НПО, «групп одного требования», внедрения механизмов «прямой демократии». Общество не может полагаться на партийных депутатов-олигархов, для которых, к примеру, 9 тысяч сомов уже не деньги.

Партийный парламентаризм следует разбавить системой избрания независимых от партий депутатов-одномандатников, авторитетных в своем регионе.

Нельзя все отдавать на откуп партиям. Мы же видим, на что способны их лидеры: продадут не только страну, но и себя родимых. Смешанная выборная система приведет в чувство партийных толстосумов. Но прежде парламентские лидеры должны быть готовы к тому, что активная общественность страны может объявить моральный импичмент такому парламенту.

Популярные новости
Бизнес