Производство пива в Кыргызстане может сократиться на 50 процентов. Об этом заявили представители компаний - производителей пива на заседании комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша в ходе обсуждения поправок в Налоговый кодекс.
Напомним, что речь идет об инициативе правительства КР, которая предполагает маркировку пива акцизными марками. Кабмин обосновывает это тем, что из-за неучтенного пива госказна недобрала в 2014 году более 150 миллионов сомов. Примерно такую сумму чиновники намерены вернуть в бюджет страны, а рынок пива вывести из тени.
«Рано или поздно мы должны будем ввести это новшество, потому что в Кыргызстане все другие виды алкогольной продукции маркируются акцизом и на них сразу уплачивается налог, а пиво имеет отсрочку в три недели. Это необходимо для борьбы с теневой экономикой», - заметил сегодня на заседании комитета министр экономики Арзыбек Кожошев.
Однако представители Ассоциации производителей пива воспротивились данной инициативе и рассказали депутатам, что если в линейку производства ввести еще и этап наклеивания акцизной марки, это автоматически замедлит технологическую цепочку, а значит, снизятся и объемы выпуска продукта до 50 процентов. «Учитывая, что пиво разливается при температуре 7-14 градусов, наклеивание марки не представляется возможным, тем более что в тех же Казахстане, России пиво не маркируется», - сказали производители.
Однако депутаты посоветовали не сравнивать наше производство с другими странами. «Не надо равняться на кого-то и смотреть, что они вводят, а что нет. Мы должны исходить из своих интересов, и если это действительно предполагает дополнительный доход в 150 миллионов сомов для бюджета, то закон необходимо поддержать», - отметил зампредседателя комитета Зиядин Жамалдинов («Онугуу-Прогресс»).
В то же время Таалайбек Масабиров («Кыргызстан») попросил министра экономики обратить внимание и на доводы производителей пива. «Как бы в погоне за дополнительными налогами мы не растеряли отечественных бизнесменов», - предупредил он Арзыбека Кожошева.
Однако глава Минэконома заметил, что технологически это новшество не является столь сложным, как его представляют компании-производители. «В Белоруссии и Армении пиво давно уже маркируется акцизом, и мы должны вводить новые технологии, тем более что закон не сразу вступит в силу. Будет адаптационный срок в 6 месяцев, в течение которого заводам нужно привести свое производство в соответствие с новым законодательством», - заметил Арзыбек Кожошев и добавил, что отечественные предприятия вполне могут себе позволить поставить автоматический аппликатор, который стоит $5 тысяч, и он никоим образом не замедлит технологическую цепочку.