В парламент поступил проект закона «О судах аксакалов». Он разработан в целях приведения действующей редакции в соответствие с Конституцией в рамках инвентаризации законодательства. Документ внес на рассмотрение кабинет министров.
В нем говорится, что суд аксакалов — это институт, в котором использованы атрибуты «народного суда», отвечающие потребностям демократии: доступность для местного населения, выборы членов судов аксакалов из числа наиболее авторитетных и уважаемых граждан, отсутствие бюрократии при рассмотрении споров.
«При этом государство формально признает суд аксакалов как негосударственный орган по разрешению отдельных категорий споров путем включения в Конституцию и принятия специального закона, а также наделяет решения судов аксакалов принудительной силой через исполнительные листы, выдаваемые государственными судами», — отмечается в справке-обосновании.
Суд аксакалов относительно свободен в использовании различных источников для разрешения конфликтов: законодательства, норм морали, обычаев, традиций.
Статус суда аксакалов определен как общественный орган, создаваемый гражданами на добровольных началах, на основе выборности и самоуправления. Он будет рассматривать дела о спорах между гражданами, между компаниями и частными лицами в случаях и в порядке, установленных законом, а также рассматривать материалы, направляемые судом в соответствии с гражданским процессуальным законодательством страны, а также органами МСУ по фактам несоблюдения порядка и правил, установленных местным сообществом и властями.
Суды аксакалов в соответствии с предусмотренными законом полномочиями рассматривают дела с целью примирения сторон и вынесения справедливых решений, не противоречащих закону. Решения могут быть обжалованы в порядке, установленном законами. Деятельность судов аксакалов финансируется из местного бюджета.
Предлагается полномочия по утверждению состава суда передать руководителю исполнительного органа местного самоуправления, а функции регистрации — аппарату мэрии и айыл окмоту.
Суды аксакалов не определены участниками процесса в УПК и Кодексе о правонарушениях, принятых в 2021 году. Поэтому из их юрисдикции исключено рассмотрение вопросов уголовного характера и правонарушений, а также право налагать штрафы.
Вместе с тем законопроект предлагает передачу им в правомочие рассмотрение материалов, направляемых органами МСУ по фактам несоблюдения гражданами и юридическими лицами соответствующих территорий порядка и правил, установленных местным сообществом, органами местного самоуправления в рамках законодательства страны.