ОБСЕ подготовила заключение по проекту закона «О СМИ», который предложен администрацией президента Кыргызстана.
Властям страны напомнили, что право на свободу выражения мнения, получение и распространение
информации является одним из ключевых прав человека, поскольку оно играет основополагающую роль в укреплении демократии. Оно закреплено в нескольких ключевых документах по правам человека, включая Международный пакт о гражданских и политических правах и обязательствах ОБСЕ в области человеческого измерения.
«Полное осуществление этого права, из которого вытекает свобода СМИ, является одной из основ свободного, демократического, толерантного и плюралистического общества, в котором отдельные лица и группы с различным происхождением и убеждениями могут высказывать свое мнение, привлекая
внимание к маргинализированным или недопредставленным группам. Любое ограничение этого права должно соответствовать строгому критерию, предусмотренному статьей 19 международного пакта, а именно оно должно быть предусмотрено законом и быть необходимым для уважения прав или репутации других людей либо для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Кроме того, такие ограничения не должны носить дискриминационный характер», — говорится в заключении.
БДИПЧ и офис представителя по свободе СМИ отмечают ряд положительных характеристик документа, особенно в отношении запрета цензуры и монополизации СМИ, а также гарантий журналистских
свобод.
Однако хотя законопроект декларирует свою приверженность свободе выражения мнения, ряд положений вызывает серьезные опасения, поскольку они могут не соответствовать международно признанным стандартам свободы выражения мнения и передовой практике в регионе ОБСЕ.
Из заключения БДИПЧ ОБСЕ
Прежде всего система регулирования, предусмотренная законопроектом, не учитывает различия между печатным и вещательным сегментами и интернетом в соответствии с международными рекомендациями и передовой практикой. Пресса и онлайн-СМИ должны быть исключены из сферы применения обязательной регистрации. Рекомендуется вместо этого добровольная процедура регистрации или уведомления медиа.
Отмечается также, что некоторые ограничения содержания, предложенные в законопроекте, являются проблематичными с точки зрения свободы выражения мнения, поскольку они, как представляется, не преследуют законной цели или не сформулированы четким и конкретным образом.
В частности, использование слишком широких терминов, таких как «экстремизм» или запрет на «пропаганду однополых браков», может подорвать реализацию права на свободу выражения мнения, получение и распространение информации, а также принципа недискриминации.
В ОБСЕ подчеркивают, что в целом государства должны воздерживаться от введения необоснованных и
чрезмерных ограничений на содержание СМИ. Кроме того, законопроект содержит положения, которые могут ограничить способность СМИ работать независимо и расследовать важные вопросы, так как вводит жесткие требования по регистрации для всех СМИ. Проект закона также не устанавливает независимого органа по регулированию СМИ, а вместо этого регулирование СМИ полностью сосредоточено в руках государства.
«Наконец, предлагаемая система санкций, которая может привести к приостановлению или прекращению деятельности, применяемых на неопределенных и широких основаниях, скорее всего, окажет сдерживающее воздействие на свободу СМИ», — отмечают в ОБСЕ.
БДИПЧ и офис представителя по вопросам свободы СМИ дали рекомендации для обеспечения соответствия законопроекта международным стандартам в области прав человека и обязательствам в области человеческого измерения.
В частности, эксперты рекомендуют более строго ограничить сферу действия законопроекта через более узкое определение ключевых терминов и обеспечение того, чтобы закон регулировал только профессиональные СМИ, исключая из сферы его действия непрофессиональные издания, личные блоги и персональные страницы в социальных сетях.
Полностью пересмотреть статью 33 об обязанностях журналистов с целью содействия самоконтролю журналистов и СМИ, обеспечив при этом, чтобы право журналистов не раскрывать свои источники было сформулировано как позитивное.
Сделать процесс аккредитации журналистов простым, прозрачным и инклюзивным и чтобы при этом правила были публично обнародованы, а основания для отказа четко определены с возможностью эффективного обжалования. Сузить сферу действия ограничений по содержанию, включенных в статью 5
законопроекта, в том числе путем:
- удаления упоминания «экстремистских материалов» в статье 5(1)(3);
- запрета на «пропаганду однополых браков»;
- более четкого и узкого определения подстрекательства к терроризму;
- указания в статье 5, что ограничения допустимы только тогда, если в отдельных случаях раскрытие определенных данных или информации может нанести существенный вред защищаемым интересам.
Администрация президента вынесла на общественное обсуждение проект закона «О СМИ». Документ 15 мая опубликован на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов.
Указывается, что срок общественного обсуждения был пролонгирован до 14 июня.
Администрация главы государства направила членам рабочей группы — представителям независимых СМИ — уже пятый вариант проекта закона. В нем появились нормы, которые ранее не обсуждались и не предлагались членами РГ. Проект закона еще не доработан, не согласован и не одобрен всеми членами рабочей группы. Не было проведено постатейного обсуждения. Никто из членов рабочей группы — представителей независимых СМИ — не давал окончательного согласия с нынешней редакцией и не ставил своей подписи под документом.
Рабочая группа образована указом Садыра Жапарова в декабре 2022-го. Однако за полгода проведено лишь два заседания, и только на одном из них присутствовал начальник управления правового обеспечения президента и кабинета министров администрации главы государства и руководитель рабочей группы Мурат Укушев.