Украинский политолог и эксперт по управлению репутацией Борис Тизенгаузен известен в частности и тем, что развенчивает пропагандистские мифы. Он на конкретных примерах показывает, как пропагандисты манипулируют сознанием простых граждан.
В интервью 24.kg он перечислил основные инструменты и назвал нарративы, на которые стоит обратить внимание.
— Ранее вы говорили, что есть основные инструменты пропаганды, которые использовались еще в гитлеровской Германии. Какие из них больше всего были задействованы российской пропагандой сейчас — до и после начала военного вторжения в Украину?
— Таких базовых принципов по Геббельсу шесть. Есть еще четыре, которые тоже приписывают ему. Их активно задействует Россия. Первый принцип — пропаганды должно быть много и она будет эффективна только в том случае, если власть установит тотальный контроль над СМИ. Второй принцип — предельная простота: думать не нужно, все просто.
Третий — максимальное многообразие слоганов, не позволяющих сомневаться. Не должно быть двоякой трактовки — это четвертый принцип. Пятый, очень важный, в России, правда, он несколько видоизменился, в конце 90-х прошлого века, — звучит так: нужно воздействовать на эмоции, а не на рациональный смысл. Позднее этот прием трансформировался в то, что теперь называется «постправда».
— Примеры можете привести?
— Запускается ролик, который не заставляет вас задумываться. Он работает только на эмоции, не на мозг. Представьте, черно-белый фон, на нем бабушка считает копейки, звучит грустная музыка. Вопрос: замерзнет ли Украина этой зимой? А сделало ли правительство все, чтобы не замерзла?
Я не даю никаких текстовок, я просто задаю вопрос. Это и есть «постправда».
Борис Тизенгаузен
Отсюда переходим к следующему инструменту — шестому. Это шок и ложь. Геббельс считал, если по чуть-чуть скармливать ложь, то в нее не будут верить. Ложь должна человека в ступор вогнать. К примеру, биолаборатории в Украине или комары-убийцы. Причем эту дикость на полном серьезе озвучивает постоянный представитель РФ в ООН. Это и есть показатель чудовищного вранья.
Еще есть один инструмент — разделение очень четкое по параметрам «враг — друг». Когда ты демонизируешь кого-то, обезличиваешь его. В этом случае несложно объяснить солдату, почему нужно сжечь женщин и детей. Он их не воспринимает как людей. Для него это биомасса.
Есть еще такой элемент, как «новояз». Когда вместо слова «взрыв» говорят «хлопок», а вместо «пожар» — «задымление». Далее следует навязывание образов вымышленных героев. Весь этот набор активно использует российская пропаганда.
— В одном из интервью вы говорили, что российская пропаганда все равно проигрывает в информационном поле. Но тут же говорите об инструментах, которые используют десятилетиями, а значит, они работают. Так все-таки проигрывает российская пропаганда?
— Проигрывает. Вопрос в том, на кого эти инструменты воздействуют. К примеру, история с биолабораториями и птицами или комарами-убийцами с трибуны ООН звучала дико и комично. А когда глава МИД России Сергей Лавров на саммите G20 рассказывал, как РФ хочет защитить весь мир, зал засмеялся. Это ли не подтверждение того, что пропаганда терпит поражение? Раньше дипломаты не позволяли себе так открыто веселиться.
Российская пропаганда проигрывает на стратегически важных для них территориях Евросоюза, но усиливается внутри страны, потому что там нет конкуренции.
Борис Тизенгаузен
— В Кыргызстане нарративы, навязанные пропагандой, достаточно популярны. На какие вбросы нам стоит обратить внимание и как им противостоять?
— Прежде всего, это ультропатриотические организации. Нужно проследить источники финансирования и их связи. Через такие движения легче раскачать ситуацию. Прислушайтесь еще к такой риторике, очень модной в России, про традиционные ценности, про то, что Запад — это зло.
И конечно, мощное оружие пропаганды — это российские телеканалы. Они отражают политику РФ и работают исключительно по методичкам, спущенным «сверху». Обращайте также внимание на олигархов, концентрирующих в своих руках крупные медиа.
— По вашим словам, российская пропаганда работает на три категории людей: внутреннего пользователя, украинцев на временно оккупированных территориях и Запад. Есть ли разница в том, какие фейки используются для разных групп? Или все 10 инструментов военной пропаганды воздействуют одинаково?
— Российского пользователя атакуют со всех 10 направлений. И это понятно. Там над информацией установлен тотальный контроль. Альтернатива не допускается в принципе. Поэтому российские пропагандисты у себя на родине работают грубо и топорно.
Что касается Украины, оккупированной ее части, то тут другая картина. Создается большое количество аккаунтов от имени солдат ВСУ, которые заявляют, что их не снабжают, бросили и тому подобное. Но на самом деле эти видеоролики клепают россияне. Ключевая задача — повлиять на украинцев, посеять сомнения. Правда, сейчас это невозможно. Вся нация сплотилась и работает на победу. Есть свой набор нарративов, и для западного зрителя он таков: «Запад устал от Украины», «санкции не работают», «это их, а не наша война». Спросите у жителей Европы, они вам ответят, что хотя бы один подобный месседж да слышали.
— В интервью Радио Свобода Армения год назад вы сказали, что в Украине Москва обломает зубы, пойдут к другому соседу. Что вы имели в виду?
— В планах у руководства России воссоздать Советский Союз на минималках. Беларусь уже, считайте, в деле. После провала в Украине, а он неминуем, большие проблемы могут возникнуть у стран, не состоящих в каких-то крупных блоках или у тех, за кого «не вписывается» Китай.
Поэтому под угрозой находятся Армения и Грузия. Вряд ли что-то грозит Казахстану и Кыргызстану. Если с белорусами теми же «прокатит» история про «один народ — один корень», то с кыргызами и казахами эта схема не сработает. Разница в менталитете, культуре, религии не даст возможность экстраполировать эту легенду. Под ударом могут с большей долей вероятности оказаться, повторяюсь, Армения и Грузия. К тому же в Грузии сейчас активно прокачиваются пророссийские силы, а Армения и вовсе демарш устроила. За такое непослушание могут наказать.
— Как-то вы рассказывали, что через месяц после начала войны встретили своего знакомого в Киеве, который верил, что «не россияне нас бомбят, а мы сами себя». Встречаете ли вы таких украинцев сегодня?
— Сейчас таких людей в Украине я не встречаю. У нас всем и давно понятно, что происходит на самом деле. А вот граждане стран, входящих в ОДКБ, я думаю, для пропагандистов наиболее удобная мишень. Это происходит еще и потому, на мой взгляд, что лидеры стран, входящих в эту организацию, продолжают как ни в чем ни бывало встречаться с Путиным, сидят с ним за одним столом, решают свои какие-то вопросы, и никто из них не поинтересуется, зачем он развязал войну.
— Какие каналы использует российская пропаганда больше всего? Телевидение, соцсети, фильмы? Какие примеры в кинематографе последних лет вы встречали, где явно видна пропаганда?
— Обратите внимание на юмористические программы, где и как выставляют представителей других национальностей. Аналогичная история и в кинематографе. Везде культивируется один, набивший оскомину образ.
На этой фальшивой героизации, сознательном унижении представителей других этносов и строится пропаганда.
Все эти каналы задействованы весьма активно. Они популярны, их ущемляющие клише широко распространяются.
Как я уже говорил и повторю еще раз — стоит установить тотальный контроль над информацией, ликвидировать не то, что критическую, просто другую точку зрения, и общество некогда разумных и адекватных людей превратится в послушную и молчаливую массу.