Задумывались ли вы о том, сколько информации сообщаете о себе разным программам и сервисам? Вопросом задалось ВВС.
«Недавно я в числе еще 17 миллионов пользователей использовала приложение, появившееся в моей ленте Facebook. Оно предлагало составить облако слов, которые я чаще всего употребляю в социальной сети, - пишет автор статьи. - Когда я кликнула на ссылку, приложение запросило разрешение на доступ к моим данным, и моя рука нерешительно замерла над мышкой. Я уже оказывалась в такой ситуации прежде, когда решала пройти тест, чтобы выяснить, на какую породу собаки я больше всего похожа, и решала, что это не стоит того, чтобы передавать кому-то солидное количество информации обо мне ради какого-то бессмысленного теста. Но по какой-то причине решила, что в этом случае готова пойти на такую жертву - в конце концов, без доступа к информации обо мне как может приложение обнаружить, какие слова я чаще всего использую?»
Несколько дней спустя журналист-фрилансер Поль Бишофф опубликовал статью «Тест, какие слова ты чаще всего используешь на Facebook, - ночной кошмар для тех, кто заботится о конфиденциальности своих данных». Там описывалось, сколько информации обо мне заполучила Vonvon, компания из Южной Кореи, придумавшая тест. Она включала в себя имя, фотографию, которую ты ставишь в профиль, возраст, пол, день рождения, список твоих друзей, все, что ты когда-либо публиковал на своей странице, места учебы и все, что ты когда-либо «лайкал».
Компания Vonvon, занимающаяся производством интерактивного контента, делает множество тестов. Но она далеко не единственный производитель подобных игрушек: в Facebook их сотни, и то, что они делают, оказывается самым популярным видом контента. Чтобы принять участие в тесте, пользователи обычно разрешают компании получить доступ к информации из их профиля.
Один из руководителей компании Vonvon Чжон Хва Ким заявил ВВС, что они используют полученную информацию только для того, чтобы сделать тест лучше. «Мы используем вашу информацию только для того, чтобы выдать вам результат, и мы никогда не храним ее для своих целей», - сказал он. И пояснил, что персональная информация не продается третьей стороне, несмотря на то что это разрешено соглашениями, которые мы заключили.
Эти соглашения позволяют компании Vonvon довольно свободно обращаться с вашими данными: она может, в частности, хранить информацию «на своих серверах во многих странах всего мира». По словам Кима, он прекрасно понимает, что защищенность персональных данных должна быть в приоритете, в связи с чем компания недавно изменила тест «Наиболее используемые слова», чтобы он запрашивал только информацию, которая видна всем пользователям, списки друзей и данные, опубликованные на странице пользователя.
«Мы осознаем, что некоторые пользователи беспокоятся о защите персональной информации. С учетом замечаний мы изменили объем запроса данных до минимально требуемого, чтобы произвести контент», - сказал он в интервью ВВС.
Базирующаяся в Сан-Франциско организация Electronic Frontier Foundation, занимающаяся защитой прав в области персональных данных, соглашается с тем, что компания Vonvon, кажется, довольно ответственно относится к использованию данных пользователей.
Технический специалист НКО Джереми Джиллула заявил журналу Time, что южнокорейская фирма делает все от нее зависящее для защиты конфиденциальности данных, учитывая те ограничения, которые Facebook налагает на работу приложений. «В то же время люди могут не осознавать, что менее добросовестный разработчик мог сделать все совершенно по-другому», - добавляет он.
Журналист Бишофф скептически относится к заявлениям об абсолютной прозрачности мотивов тех, кто производит такое большое количество приложений, циркулирующих по Facebook. «Сложно поверить, что они собирают данные только для того, чтобы сделать тесты лучше. Особенно, когда политика компаний в сфере конфиденциальности столь детальна в отношении того, как они могут использовать персональные данные», - сказал он ВВС.
По его словам, Facebook «делает недостаточно для повышения осведомленности» пользователей об этой сфере. Например, немногие люди действительно понимают, что с того момента как они устанавливают одно из приложений, оно будет работать до тех пор, пока пользователи не удалят его. Это может означать, что приложения продолжают собирать данные долгое время, после того как пользователи уже забыли о тесте, который прошли.
В Facebook заявили: «Защита конфиденциальности людей и информации - один из наших важнейших приоритетов. Поэтому мы очень серьезно относимся к качеству приложений, доступных в Facebook. Все приложения должны соответствовать политике нашей площадки, которая строго ограничивает использование разработчиками информации, которой пользователи делятся с ними. И ситуация, когда разработчики используют информацию, предварительно не получив разрешения на это, противоречит нашей политике. Когда мы это обнаруживаем или нам сообщают, что приложения нарушают наши правила, мы удаляем их немедленно».
«Отношение людей к конфиденциальности их данных непоследовательно. Мы покупаем занавески, чтобы скрыть то, что происходит в наших домах, но мы идем в Google или Facebook, не меняя настройки конфиденциальности», - говорит доктор Стюарт Армстронг, работающий в школе Оксфорд-Мартин при Оксфордском университете.
Эксперт в области информационной безопасности Лиза Ваас дает простой совет людям, которые хотят пройти подобные тесты. «Как ни забавно было бы узнать, какая кошка тебе подходит больше всего или какая из диснеевских принцесс - твоя родственная душа, если вы должны для этого предоставить доступ к конфиденциальной информации, повторяйте за мной: это того не стоит!» - написала она в своем блоге Naked Security.
Больше новостей - в рубрике «Техноблог».