Алексей Кибкало и Татьяна Когадей — яркий танцевальный дуэт, известный далеко за пределами Кыргызстана. Чемпионы Азии, призеры Азиатских игр, победители многих международных турниров. Сезон-2017 один из самых насыщенных в их карьере. Весной они завоевали медали на Украине и в Греции. Недавно взяли «бронзу» на ЧА и достойно выступили на Всемирных играх. В перерыве между турнирами танцоры рассказали ИА «24.kg», кто в их дуэте главный, откуда они черпают силы и вдохновение и с кем ими делятся.
Любовь к танцам Алексею передалась от матери-хореографа. С восьми до 14 лет занимался у тренеров Сергея и Людмилы Закржевских, затем — у Сергея Звягина. С детства блистает на международной арене. По стопам матери, увлекавшейся танцами, пошла и его партнерша. Начинала у тренера Татьяны Нурматовой, а основных успехов добилась под руководством Валентины Дорониной.
По нарастающей
— Как сформировался ваш дуэт?
Алексей Кибкало (А.К.): В 2012-м расстался со своей предыдущей партнершей, и меня пригласили в Алматы тренировать молодежь. Я сказал, что буду работать при условии, что и сам буду танцевать.
Татьяна Когадей (Т.К.): Тогда тренер Ровальд Нагаев предложил нам с Алексеем встать в пару. Я на тот момент из-за отсутствия партнера не выступала четыре года. Попробовали — понравилось. Вместе перебрались в Алматы работать и тренироваться. Нас тренируют два именитых российских дуэта: Дмитрий Тимохин и Анна Безикова, Алексей Сильде и Анна Фирстова. Ездим к ним в Москву. Также занимаемся у Ровальда Нагаева в Алматы.
А.К.: Успехи у нас идут по нарастающей. Последние полгода сложились продуктивно: каждые две недели выезжаем на турниры. За все лето еще не было ни одного выходного!
— На Всемирных играх понравилось?
А.К.: Для меня это вторые Всемирные игры (первые были в 2009-м). На игры-2013, кстати, международная федерация приглашения не присылала, и никто из наших танцоров не ездил. А сейчас у КР высокий мировой рейтинг, благо взрослые пары выступают успешно.
Т.К.: Это масштабные, хорошо организованные соревнования. С атмосферой, царящей на них, не сравнится ни один турнир, даже чемпионат мира. Своим результатом мы довольны. Минимум, который себе ставили (выйти в полуфинал и занять 13-14 место), выполнили. Для нас это большой опыт.
— Через месяц в Ашхабаде стартуют Азиатские игры. Поедете?
А.К.: Да. Подготовку к ним уже начали — сразу после Всемирных игр провели в Москве сборы. И скоро проведем еще одни. Но перед этим свозим своих учеников на сборы на Иссык-Куль. Хотим поделиться с ними энергетикой, которой заряжаемся на заграничных турнирах.
— В Ашхабаде рассчитываете победить?
Т.К.: Показать максимальный результат. Какое место займем, загадывать не будем.
Мышцы и душа
— Тренируете давно?
А.К.: Татьяна начала в 18 лет, я в 15. У нас есть ученики в Алматы, Бишкеке и других городах.
Т.К.: Они у нас талантливые и трудолюбивые. В Бишкеке наш клуб «Алексис» доминирует на всех турнирах. Тренировать очень любим. Во многом от наставника зависит, будет ли ребенок заниматься. Суметь заинтересовать его с первого раза — одна из наших главных задач. Так было и со мной. Полюбила танцы сразу и до сих пор ими болею.
— Что входит в ваши личные тренировки?
А.К.: Само собой, большую часть времени танцуем. Можем прорабатывать движения медленно или с ускоренной музыкой. Бывает, танцуем в напряженном ритме, будто на турнире. Развиваем ноги, стопы, пресс, мышцы. После больших нагрузок делаем упражнения на растяжение связок. Ходим в баню и на массаж. Мышцы у танцоров должны быть сильными, но в то же время эластичными.
Т.К.: Занимаемся классической хореографией, йогой. Иногда другими направлениями танцев — хип-хопом, локингом, модерном, контемпом. В общем, развиваемся разносторонне.
А.К.: Оттачиваем актерское мастерство: вживаемся в роли, играем сценки, отрабатываем эмоции перед зеркалом. За технические моменты в танце отвечают мышцы, а за эмоциональные — душа. Неважно, в каком состоянии приходишь на тренировку — хоть после долгого перелета, хоть при болезни. Нужно уметь точно передать характер каждого танца и каждой фигуры. Зато потом на турнире при стрессе нужные эмоции появляются автоматически.
— В латиноамериканскую программу входят самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. Какой из этих танцев ваш самый любимый?
А.К.: Предпочтения меняются: сегодня это может быть самба, а уже завтра — пасодобль. Отношусь ко всем танцам как к неотъемлемой части своей жизни и от всех получаю удовольствие.
Т.К.: Когда была моложе, любимый танец был. А сейчас нравятся все пять. Люблю ощущения, которые испытываю, исполняя их. Каждый из них особенный, со своими чувствами и подачей.
— В вашем дуэте есть лидер?
Т.К.: Все решения стараемся принимать вместе. Но финальное слово предоставляю Алексею.
А.К.: Если перевести количество принятых решений в проценты, то 51:49 в мою пользу (смеется)! Лидера быть не должно, иначе второй человек будет пассивным. У нас ведь общие цели и место на пьедестале почета. Бывает, спорим, отстаиваем свою точку зрения. И приходим к согласию.
Привычка побеждать
— Конкурентов у вас в Кыргызстане много?
Т.К.: В латиноамериканской программе есть три хорошие взрослые пары. Одна из них — наши ученики. А вот в европейской программе взрослых дуэтов, увы, нет вообще.
— Кто ваши главные соперники на азиатской арене?
А.К.: Танцоры из Китая, Кореи, Японии, Филиппин и Сингапура. Умудряемся побеждать дуэты из стран, где в танцевальный спорт вкладывается куда больше, чем в КР. Им оплачивают поездки на многие турниры. А у нас — лишь на один в год (причем, только двум взрослым парам). В 2017-м, например, спортивное ведомство профинансировало нам поездку в Гонконг на ЧА. А так везде ездим за свой счет.
В латиноамериканской программе КР — сильная держава. Но только среди взрослых. Мы не вечные; надо думать о подрастающем поколении, которое тоже может показывать хорошие результаты. Если бы госагентство и федерация регулярно поддерживали молодежь, танцы бы у нас процветали.
Т.К.: И мотивация у юных танцоров была бы куда выше нынешней.
— Вас приглашали выступать за другую страну?
А.К.: Да. И даже тренеры советовали сменить прописку. Но я хочу и дальше выступать за КР. Даже несмотря на недостаточное финансирование.
Т.К.: Начали в КР и верим, что все у нас получится. Спасибо государству за посильную поддержку.
Не жизнь, а праздник
— Вы, наверное, уже полмира объездили. Где понравилось больше всего?
А.К.: Везде интересно. По возможности оставляем себе день-два, чтобы погулять по новому для себя городу, изучить местную культуру и менталитет. По духу нам, наверное, ближе всего Испания. Нравится Ватикан.
Т.К.: И Санкт-Петербург. Там замечательная архитектура. В воздухе витает волшебное состояние, какого нет ни в одном другом месте. Но только летом!
— Остается время на личные увлечения?
Т.К.: Мало. Посвящаем его родителям, друзьям и ученикам. Но на нехватку времени не жалуемся. Мы нашли себя в жизни. Просыпаться утром и ловить себя на мысли, что не хочешь идти на работу заниматься нелюбимым делом — это не про нас. Для нас каждый день праздник!
А.К.: Можем быть голодными, уставшими, сонными... Но всегда придем на тренировку, позанимаемся и отработаем с учениками. Это уже не стиль нашей жизни, а сама жизнь. Добились многого как раз потому, что от своего дела испытываем кайф!