12:27
+17
USD 68.58
EUR 80.93
RUB 1.19
Общество

Бишкекское такси: никто и ни за что не отвечает

В Бишкеке все больше жалоб на службы такси. Вроде и прием заявок упростился, и для работы таксистом не нужны вступительные взносы, но клиентам от этого не легче. Таксисты вводят доплату за кондиционер, пробки, гололед, ожидание...

Пассажиры и рады платить, только бы машина приехала. Но такси не приезжает, даже когда заказываешь его по услуге «срочно» за отдельную плату.

Наши люди в булочную на такси не ездят...

...утверждает управдом из фильма «Бриллиантовая рука». Бишкекчане же ездят на такси везде. По сравнению с соседними странами услуги частного извоза у нас развиты, цены до некоторых пор были приемлемы и соразмерны расстоянию, а машины приезжали в считаные минуты.

Но последнее время социальные сети завалены гневными сообщениями.

«Президенту легче, по-моему, позвонить, и он услышит тебя. Заказала по sms, а таксист подумал, что это в другом конце города, и я осталась у разбитого корыта. Столько такси, и все заняты, как наши депутаты!» — сетует бишкекчанка.

Тариф повысили до 80 сомов. Но в час пик их вызывать нет смысла. Около ГУМа стояло пять такси, но их оператор сказала, что машин в районе нет. Разговорился с таксистом. Он ответил, что ему выгоднее работать с клиентом напрямую.

Facebook

«Если ехать на такси от Орто-Сайского рынка до перекрестка Московской/Раззакова, счетчик намотает 120 сомов. Вызвал такси через мобильное приложение, выставили счет 250 сомов, хотя счетчик показал 170 сомов с учетом ожидания. Водитель обосновал тем, что ехал по пробкам и нарушил ПДД, чтобы их объехать. В течение 10 минут обвинял меня в том, что я не думаю о его расходах, рассказывал, сколько бензина и времени приходится тратить на клиентов. В конце швырнул мне 30 сомов сдачи и окрестил меня жмотом», — делится впечатлениями от поездки третий горожанин.

«Водитель обсчитал. По приезду на место вышло 179 сомов. Я заплатила и вышла, а после пришло сообщение — 160 сомов. Таксист не поднял трубку, диспетчер обещала разобраться и перезвонить. Небольшие деньги, но все-таки обман», — добавила пассажирка.

«Такси вступили в сговор между собой и повысили цену. Посадка подорожала на 10 сомов, а километр — на один сом. Куда смотрит антимонопольная служба?» — возмущается пятый.

ИА «24.kg» решило разобраться, куда и правда смотрят чиновники и регулируют ли они вообще работу таксистов.

Зеленоглазое такси без присмотра

Оказывается, ни один государственный орган не следит за работой такси. Для начала мы обратились в Государственное агентство антимонопольного регулирования, так как вопрос касается тарифов. Оттуда нас отправили в Министерство транспорта и дорог, в частности, в Государственное агентство автомобильного и водного транспорта.

Одной из задач агентства является создание равных условий для справедливой конкуренции между субъектами предпринимательства, занимающимися деятельностью по перевозке пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом, кроме... такси.

Чиновники признают, что в законодательстве есть пробел, и они даже разработали законопроект, но только для регулирования междугородних такси. Городские службы так и будут предоставлены сами себе.

Может быть, мэрия Бишкека курирует таксистов? Нет, в муниципалитете предложили обратиться в Государственную налоговую службу, которая выдает таксистам лишь патенты, но не следит, какие они устанавливают тарифы.

По данным ГНС, за 8 месяцев 2017 года выдано 38 тысяч 781 патент на услуги по перевозке пассажиров в легковом транспорте (услуги такси) на 20 миллионов 196,1 тысячи сомов.

Национальный статистический комитет подсчитал, что за январь-август таксисты перевезли 17 миллионов 684,2 тысячи человек, а за этот же период 2016-го — 16 миллионов 748,9 тысячи человек. Оборот составил 336,1 миллиона пассажиро-километров.

То есть пассажиро-километры в Кыргызстане считать научились, а как упорядочить работу такси, придумать не могут...

Страховой случай?

Но проблема не только в долгом ожидании такси или банальном обсчете. А если во время поездки вы попали в аварию? Задумывались ли вы о качестве и безопасности предоставляемых услуг?

Юрист Фатима Якупбаева задумалась и предложила чиновникам отличный выход. «Неприятным в этой ситуации может оказаться еще и то, что известный сервис, оказывающий вроде бы услуги такси, вовсе не юридическое лицо, не служба, а что-то вроде крупной доски объявлений, где пассажиры напрямую пользуются услугами перевозчиков. Следовательно, ответственности за вред здоровью компания нести не будет — все вопросы к тому водителю, который совершил инцидент. Ну а если же это и ОсОО, то, вероятно, с уставным капиталом в одну тысячу сомов. Водитель оказывается практически нищим, и взять с него нечего», — отмечает она.

Рассчитывать на реальное возмещение вреда здоровью, если вы попали в ДТП на такси, особо не приходится.

Фатима Якупбаева

Ответственность перевозчика всегда должна присутствовать — нельзя ее перекладывать на «фирмы-однодневки» или «фирмы-пустышки». Кто предоставил услугу, тот и несет ответственность. Пользователь ведь доверяет «бренду», рассчитывает воспользоваться именно его услугами, а не какого-то конкретного водителя, который «шабашит».

В 2008 году в Кыргызстане приняли закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами». Один из его главных принципов — гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших.

Нормативно установлены лимиты ответственности по риску нанесения ущерба жизни и здоровью пассажиров — 300 тысяч сомов на человека. Лимит по риску нанесения ущерба имуществу пассажира — 10 тысяч сомов.

По закону водитель обязан иметь при себе страховой полис по обязательному страхованию ответственности перевозчика. При проверке документов инспекторы ДПС обязаны требовать данный полис.

«В условиях развития бизнеса в Кыргызстане можно предположить, что многие службы такси не то, что не оформляют страховые полисы на каждого водителя, а вовсе не заключают трудовые договоры. О результатах работы ДПС по контролю соблюдения требований обязательного страхования ответственности перевозчиков и говорить как-то не приходится. Уж больно они заняты другими вопросами», — говорит Фатима Якупбаева.

«Полагаю, следует идти по пути повышения ответственности подобных сервисов. Но ни в коем случае не по пути лицензирования. Это создаст очередную коррупционную среду. Надо активнее продвигать идею страхования. Ведь не такие большие деньги придется отдать в качестве страховой премии. Речь о 600-700 сомах в год», — считает Фатима Якупбаева.

Но захотят ли чиновники Кыргызстана что-то изменить? Патенты они выдают исправно, а обеспечивать безопасность пассажиры, видимо, должны сами.

Популярные новости
Бизнес