12:08
USD 89.01
EUR 94.71
RUB 0.94

Водительские права: всем по барабану?

Международные водительские права, полученные в Кыргызстане, за рубежом считаются недействительными. Об этом громко заявил в конце прошлой недели на мирном митинге председатель Ассоциации перевозчиков Нурбек Турсунбаев. По его словам, это явилось одной из причин того, что некоторые владельцы ввозимых из-за рубежа автомашин не смогли их вовремя растаможить. ИА «24.kg» стало известно, что документ, дающий право нашим водителям свободно передвигаться по дорогам зарубежных стран, преспокойно находится в правительстве вот уже полгода. Но обо всем по порядку.

Не понос, так золотуха

По словам представителя ассоциации Нурбека Турсунбаева, данный вопрос относится к деятельности Государственной регистрационной службы (ГРС), так как автомобильные удостоверения выдаются этим ведомством. Следует отдать должное настойчивости перевозчиков, последние дают пресс-конференции с завидной регулярностью - раз в неделю с начала нового года, они нет-нет да и упомянут на своих мероприятиях: дескать, выданные в КР права в России, Казахстане и других странах не действуют. Поэтому бедолаги и не смогли вовремя растаможить автомобили.

«Согласно законам вышеупомянутых стран, документ выдается сроком на 10 лет, как паспорта - с указанием начала и конца срока действия, а в наших указана только дата выдачи, даты окончания действия документа нет. Это порождает множество проблем», - посетовал Нурбек Турсунбаев.

Ситуацию не так давно прокомментировал назначенный глава департамента регистрации транспортных средств и водительского состава ГРС (ДРТСиВС) Жоошбек Коеналиев.

Он рассказал ИА «24.kg», что «до 2012 года редакция Венской конвенции о дорожном движении допускала использование водительских удостоверений без указания срока действия».

«Срок международных прав (бланк в виде книжки) не может превышать трех лет, согласно той же Международной дорожной конвенции. Но международные права действительны только при наличии национальных (ID)», - сказал глава департамента.

«Представители ассоциации немного лукавят, когда говорят, что международные права, выданные в КР, в других странах не признаются. Они действительны, как я уже объяснил, при наличии национального водительского удостоверения», - сказал Жоошбек Коеналиев.

Проще говоря, раньше национальные права за границей без международных «прокатывали», а теперь - нет. Вот и все. В 2006 году в редакцию конвенции были внесены поправки, вступившие в силу по истечении 6 лет, обязывающие указывать срок действия документа.

И здесь возникает второй вопрос. Поправки в конвенцию внесли в 2006 году, через шесть лет - в 2012-м - они вступили в действие. На дворе 2015 год…

Чем занимались, господа хорошие?

Чтобы понять, кто виноват в сложившейся ситуации, нужно выяснить: кто прошляпил вступление в силу поправок в редакцию Венской конвенции? Кто не инициировал изменения в наше законодательство и не внес в правительство?

В середине 2012 года Эмиля Алиева, который считается правой рукой лидера партии «Ар-Намыс» Феликса Кулова, назначают председателем ГРС. И уже в августе не внесшего ничего существенного в деятельность службы и после визита тогдашнего премьер-министра в ДРТСиВС Алиева снимают с должности. На это место назначается замруководителя аппарата правительства и бывший министр соцзащиты Айгуль Рыскулова. Однако ровно через месяц и ее освобождают от занимаемой должности. И главой стратегически важного ведомства назначают эколога по образованию Эрлана Сапарбаева. Специалист по биосфере так «ударяется» в работу, что буквально не вылезает из правительства, парламента и всякого рода официальных мероприятий. Во всяком случае, журналистам бывает крайне сложно поймать его для того, чтобы он рассказал о работе ведомства и о проводимых им реформах.

Эрлан Сапарбаев так же, как и его предшественник Эмиль Алиев, принялся срочно наводить порядок в кадрах, да так, что через лазейку «помощник» руководителя назначил толпу сотрудников, минуя конкурс на замещение вакантных должностей. Откуда талантливым помощникам, впоследствии ставшими руководителями, было знать, что нет-нет да и нужно отслеживать всякого рода изменения в соглашения, к которым присоединился Кыргызстан.

В апреле 2014 года главой ГРС назначают Алину Шаикову.

Лед тронулся? Не совсем

По словам не так давно назначенного главой ДРТСиВС Жоошбека Коеналиева, в августе 2014 года предыдущим руководством департамента были разработаны изменения и дополнения в постановление правительства об утверждении «Положения о порядке приема экзаменов, выдачи гражданам водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами», в том числе с определением 10-летнего срока действия национального водительского удостоверения.

Коеналиев согласился с тем, что с момента подачи проекта в правительство прошло достаточно времени, но «на сегодня политику ГРС определяет Министерство юстиции». «К сожалению, точную дату отправки в правительство документа Минюстом назвать не могу, так как тогда не возглавлял департамент, но достоверно знаю, что он находится в правительстве», - сказал Жоошбек Коеналиев.

Глава ДРТСиВС добавил, что в связи с обращениями граждан сегодня на добровольной основе и по желанию водителя при замене национальных водительских прав указывается срок действия документа - 10 лет.

За парту!

Итак, что мы имеем. То, что документ подготовили, очень хорошо, но остается вопрос: почему срок действия прав составляет именно 10 лет? Для срока действия паспорта есть свои обоснования, они должны быть и у срока водительских прав.

Конечно, можно сослаться на то, что состояние здоровья водителя может измениться. В таком случае отправляйте человека на медицинское освидетельствование. Зачем менять документ? Не похоже ли это на очередной способ вытягивания из населения денег? Разъясняю: никто водителю бесплатно документ не даст, его заставят купить корочки заново. Тогда давайте и ветеринаров, и учителей, и врачей, и сварщиков принудим заново покупать свои дипломы. А почему нет? Незаконно?

Давайте разберемся, что такое водительское удостоверение. Это документ, подтверждающий, что человек овладел мастерством владения автомобиля, своего рода диплом профтехобразования. И человек, получив его, имеет право работать. Всю жизнь. Нет? Тогда давайте и вышеуказанным специалистам напишем, что срок действия их дипломов - 10 лет. И пусть через этот срок заново учатся и получают дипломы.

Этот вопрос хочется адресовать министру юстиции КР Алмамбету Шыкмаматову: кто решил, что срок действия удостоверений на право вождения автомобиля должен составлять 10 лет? Вы спросили у автоперевозчиков? Вам не кажется, что при подготовке данного документа закладывается очередной конфликт? Не сегодня-завтра общество начнет возмущаться и задавать именно этот вопрос. Или в Минюсте чуть-чуть забыли, что если затрагиваются интересы и права граждан, то нормативно-правовой акт должен пройти общественное обсуждение? Где и когда оно проходило?

Прокол на каждом этапе

Служба наконец-то - через два года - «родила» документ, Минюст отправил его в правительство и… тишина. Плевать всем, кроме автоперевозчиков? Последние в качестве аргументов используют и промахи государства в том числе. На их взгляд, и постановление правительства о повышении пошлин принято преждевременно, и на таможенных постах нет подобающих условий, и число операторов там низкое, поэтому возникли очереди, и национальные водительские права не признают, которые сами же перевозчики не удосужились подкрепить международными.

Впрочем, обвинять Минюст в бездействии нельзя. Когда ведомство заинтересовано в чем-то, оно впереди планеты всей. Так, недавно тщательно и, главное, за рекордные сроки его специалистами подготовлен и направлен в правительство законопроект о приравнивании информационных сайтов в Интернете к средствам массовой информации. Могут, если хотят. Или попросят, как, например, ЦИК…

Давайте честно признаемся, что автоперевозчики хотели подзаработать, но не получилось, и чиновники, как всегда, затянули дело, ну и правительство не попотело, не расстаралось для народа.Все как всегда.

Популярные новости
Бизнес