Крушение
По одной из версий, самолет заходил на дозаправку и смену экипажа, по другой — для разгрузки. ИА «24.kg» стало известно, что зажигалки, которые обнаружили на месте ЧП, уже ввозили в страну этим же рейсом.
Сенсация или инсинуация?
После трагедии лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев выступил с заявлением о том, что в аэропорту «Манас» регулярно разгружали контрабанду. Якобы везли ее и в тот злополучный день, 16 января.
«У меня есть письмо от турецкой компании, у них не было надобности заправляться в Кыргызстане. От общественности скрывают правду. Мы должны установить виновных. Гоняясь за прибылью, так рисковать жизнями наших граждан и скрывать правду — это неправильно», — подчеркнул Омурбек Текебаев.
С каждого груза кто-то получал по 25 миллионов прибыли. Это была контрабанда. Правильно, что казахи и россияне нам не доверяют.
Омурбек Текебаев
«У нас есть такие дыры, когда товар поступает к нам сухопутным путем или авиарейсами. Что это был за груз,
На месте крушения самолета нашли уцелевшие сотовые телефоны, зажигалки и инструкции к ним на кыргызском языке.
Пути для контрабанды
Президент
— За все время существования этого рейса мы никогда его не разгружали. Непонятно, почему обвинения в контрабанде идут в адрес аэропорта. Известно, что оформление осуществляет таможня. Говорить, что на борту находился контрабандный груз, это все равно что обвинять покупателя в торговом зале в краже товара, когда он еще не дошел до кассы, — сказал Асан Токтосунов. — Даже если бы груз подлежал выгрузке, я не сомневаюсь, что он прошел бы через таможню.
Что касается инструкций на кыргызском языке, я не знаю, как они там оказались. Их могли подкинуть на место происшествия, или они находились у владельцев домов. Не исключено, что груз в конечном итоге мог оказаться в Бишкеке.
— Поясните…
— В логистике нет правила прямых линий. Действуют географические, политические, экономические, временные показатели. Много лет мы организовываем перевозки из Объединенных Арабских Эмиратов через
— То есть не исключено, что груз летел из Гонконга в Стамбул, а оттуда мог вернуться в Бишкек?
— В октябре был аналогичный рейс именно из Гонконга. Получатель находится в Бишкеке. Груз отправили в Стамбул, а потом к нам.
— Какая компания ответственна за груз?
— Сейчас мы этого не узнаем. Но в одном из обвинений прозвучало, что для Кыргызстана предназначалось 1,6 тонны товаров. Даже если бы это было правдой, то оставить его в Бишкеке не смогли бы. Груз размещен в судне на палетах с учетом центровки. На одну палету помещается 2,5–3 тысячи килограммов. Никто не будет выгружать здесь товар, чтобы потом заново крепить остальной груз на палетах. Легче отправить его в крупнейший хаб — Стамбул.
Модификация
— В прошлом году уже был случай вывоза контрабанды…
— Тот груз официально прошел регистрацию в грузовом терминале. В документах ставятся печати от терминала, таможни, которая разрешает вывоз груза. После его выпускают из аэропорта. Нам все документы передали. Дальше речь идет о недостоверной декларации, которую оформляли на таможне. Вероятно, поэтому ГСБЭП и возбудила уголовное дело.
В Государственной таможенной службе ИА «24.kg» рассказали, как могли пропустить контрабандный груз. В тот день садилось несколько грузовых самолетов. В таких случаях таможенники не проверяют досконально каждую коробку, а делают это выборочно.
По декларации везли товары народного потребления, а в них спрятали сотовые телефоны, которые не указали в документах. Именно они и считаются контрабандой, а не все 45 тонн груза.
Чей туфля?
Но была ли контрабанда на разбившемся «Боинге»? Хозяин груза не объявился лишь по той причине, что получит от авиаперевозчика нехилую компенсацию. Самолет застрахован на приличную сумму.
Межгосударственный авиационный комитет заявил, что данные о получателе известны, но они не интересуют экспертов. Единственное, что озвучил МАК: получатель груза в Стамбуле.
Временная депутатская комиссия и общественность подозревают, что на борту самолета перевозили контрабанду. В СМИ появилась информация о грузе, но в представленных документах не указано ни одного юридического или физического лица.
Следовательно, документы не рассеивают подозрения относительно груза, а лишь усиливают их.
После долгого молчания ГКНБ решил внести ясность. Борт осуществлял рейсом ТК 6491 регулярные грузовые перевозки по маршруту Гонконг — Бишкек — Стамбул с технической посадкой (дозаправка и смена экипажа) в международном аэропорту «Манас». Согласно
Согласно материалам проверки, из общего объема перевозимого груза товар «
Пока груз не вывезли из терминала без документов, неверно называть его контрабандой. Тем более что аналогичные зажигалки уже ввозились в республику именно этой компанией, именно этим рейсом, и сомнений в поставках не возникло.
В накладных видно, что груз отправлен из Гонконга в Стамбул рейсом ТК 6491. В Бишкек он прилетел другим рейсом и на
Точку в этом деле ставить явно рано. Расследование причин крушения самолета продолжается, не решен вопрос с выплатой компенсации турецкой компанией — владелицей самолета. Наверняка появятся и новые интересные подробности о грузе