Любовь к балету привела однажды Мэгуми Мацумото в Кыргызстан. Здесь она вышла замуж, воспитывает с супругом дочь и продолжает радовать зрителя. Сейчас гостья из Японии — ведущая солистка в Театре оперы и балета имени Малдыбаева. Подробнее о своих впечатлениях о стране и рабочих буднях лауреат международных конкурсов рассказала 24.kg.
— Мэгуми, как вы увлеклись балетом?
— Родом я из Токио, в семье у нас четверо детей, у меня старшая сестра и два брата. Балетом увлекалась моя сестра, а я каждый день смотрела, как она занимается. Понравилось. В три года меня приняли в балетную студию, сначала было больше гимнастики. У нас, кстати, нет училищ в Японии — только студии. Педагоги говорят, у кого хорошие данные, у кого нет. Если видят будущее ученика, советуют участвовать в конкурсах.
Лет в 10 и я впервые попробовала свои силы. В одном из конкурсов заняла четвертое место, и в 14 лет меня пригласили в Пермское государственное хореографическое училище. В Перми я жила и училась в 2005-2010 годах, а потом вернулась на родину, устроилась на работу в театр.
Помню, я все время занималась одна, думала, кто же мой партнер. Его не было на репетициях две недели. А потом он пришел, и я удивилась, как мы будем танцевать: он высокий, ростом 186 см, а я всего 160. По внешности подумала, что он китаец или кореец. Но откуда так хорошо знает русский язык? (смеется). Так я познакомилась с будущим мужем — Атабеком Садыркуловым из Кыргызстана. Он тоже приехал выступать.
— Если честно, нет. Не слышала ни о Кыргызстане, ни о Казахстане. Атабек много рассказывал о своей стране, а также интересовался Японией.
На тех гастролях в Москве у нас сложилась хорошая компания — 5-6 человек, мы тесно общались, дружили. Решили съездить в Мексику на гастроли.
Сначала нам обещали 20 спектаклей, но была отмена за отменой, в итоге поставили всего три спектакля. Мы практически все время находились в гостинице, на улицу нам советовали на выходить, поскольку было опасно. А потом гастролировали полгода по Европе, там прошло все хорошо. После Атабек пригласил меня в гости в Кыргызстан. На тот момент я не знала, что буду здесь работать. Просто приехала посмотреть город. В Бишкеке мне очень понравилось.
— Первые впечатления помните?
— Да. Было непривычно и интересно, что тут люди азиатской и славянской внешности. В Перми на меня часто оглядывались, говорили: «О, азиатка!» А тут меня принимают за свою, никто не обращает внимания, мне комфортно.
Конечно, почти сразу пошли на спектакль. Потом появилась мысль устроиться здесь на работу. Взяли. С радостью выступаю тут с 2016 года.
— В каких спектаклях участвовали?
— «Дон Кихот», «Баядерка», «Шопениана», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан», «Жизель» — почти везде кроме «Лебединого озера» (там должна быть высокая артистка — настоящая «лебедь»).
— Нет. У нас очень дружный коллектив.
— Зарплата устраивает?
— Средняя зарплата примерно 20 тысяч сомов, максимум около 30 тысяч сомов, а молодые получают, наверное, 17-18 тысяч. Поэтому многие хорошие артисты уезжают на гастроли, работают в Мариинском театре и других местах.
В начале сезона, в сентябре у нас обычно всегда много народу, а потом молодежь разъезжается. К весне гастроли заканчиваются, и артисты возвращаются.
Мы с Атабеком проработали в театре 4 года, хотели свадьбу сыграть, но невозможно было накопить деньги. Поэтому в 2019-м уехали в Ростов-на-Дону работать в государственном музыкальном театре. Там часто ставили мюзиклы, детские спектакли, а мне хотелось больше классического балета.
Но в целом условия были хорошие, нам оплачивали жилье, за два года удалось накопить средства. Потом начался карантин, и мы вернулись в Кыргызстан, где сыграли свадьбу. Я родила дочку, сейчас ей три года.
— Предложение он вам сделал на сцене...
— Да. Вообще Атабек хотел жениться уже через полгода, как мы начали встречаться. «Нет, рано! Я хочу еще танцевать», — ответила я, и он ждал. Мы встречались 7 лет, и только потом поженились.
Предложение Атабек сделал на сцене после спектакля «Дон Кихот». Роль Китри должна была исполнять другая балерина, но на репетиции она получила травму. На подготовку у меня была всего неделя. Но я так давно мечтала об этом спектакле!
— Мне кажется, в Японии тоже слабо поддерживают балет, оперу. Иностранных артистов, русских балерин очень ценят. А своих, японцев, наоборот: зарплаты низкие, артисты работают в нескольких местах, преподают.
В России хорошая зарплата, дважды в год двойную выдают.
В Бишкеке, к слову, кроме меня в театре есть еще четыре японки — две уже работают, а две на стажировке и уезжают в начале декабря.
— Работа супружеской жизни не мешает?
— Нет. Наоборот, мне кажется, это даже хорошо. Одинаковая работа, понимаем друг друга, поддерживаем.
Родители Атабека — современные, открытые и добрые.
Менталитет у кыргызов и японцев чем-то похож. У нас тоже уважают старших, делают поклон. Да и внешне мы похожи.
— Дочь к искусству приобщаете?
— Да, она часто присутствует в зале, смотрит, аплодирует. Ей нравится. Но судьбы балерины я ей не желаю: жесткая дисциплина, постоянные тренировки, режим, переживания.
— Как вам живется в Кыргызстане?
— Хорошо. Мне все нравится — люди, погода, еда. Летом 2023-го была в Японии, и поняла, что скучаю по Бишкеку. В Токио много иностранцев, туристов, везде (в кафе, метро, туалетах) очереди, душно. Вообще не смогла отдохнуть.
— Чего-то не хватает вдали от родины?
— ... (думает) Возможно, морепродуктов. А так, все есть.
Я почти каждый день общаюсь по интернету с родителями. Они дважды прилетали в Кыргызстан, посещали спектакли, им очень понравился театр и оркестр. В Японии обычно концерты проходят под фонограмму, поэтому слышать оркестр для них было удивительно.
— Какие планы на будущее?
— Я почти все станцевала, о чем мечтала. Поэтому думаю красиво уйти со сцены, пока в хорошей форме. Молодые артисты растут, пора отдавать свои роли следующему поколению. Мне сейчас 33, в ближайшие годы хочу родить второго ребенка.