Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана выразила серьезную обеспокоенность в связи с предстоящим внедрением обязательной маркировки топлива на территории страны. Об этом сообщили представители ассоциации, подчеркнув, что данная мера, несмотря на ее позитивные намерения борьбы с нелегальным оборотом топлива, может привести к значительным рискам для бизнеса и экономики.
В ассоциации отмечают, что на данный момент не определена окончательная стоимость маркировки на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Согласно предварительным данным, озвученным налоговыми органами, стоимость услуги маркировки может составить 40-50 тыйынов за литр. Однако эта сумма не является фиксированной, так как реагенты для маркировки являются импортным продуктом и подвержены колебаниям цен на международных рынках.
«Нефтетрейдеры уже несут значительные расходы, связанные с налогами, сборами и платежами, которые достигают 18 сомов за каждый литр ГСМ. Введение маркировки только увеличит эту нагрузку и приведет к дополнительным финансовым затратам для компаний», — заявили представители ассоциации.
Внедрение маркировки также приведет к необходимости авансовых платежей за акцизы и маркировку, что может заморозить значительные средства фирм. По словам нефтетрейдеров, большинство из них уже работают с высокими кредитными обязательствами — долговая нагрузка составляет более 90 процентов их оборотного капитала. Введение новых требований только ухудшит финансовое положение бизнеса, особенно малых и средних предприятий, что может привести к их закрытию.
Дополнительные расходы на маркировку также неизбежно приведут к росту стоимости топлива для конечных потребителей. Это повлечет за собой удорожание транспортных услуг, что, в свою очередь, скажется на цене продуктов и других товаров в республике.
Ассоциация также выразила опасения относительно недостаточной подготовки к внедрению маркировки. В частности, остаются нерешенными вопросы о стандартах маркировки, отсутствует четкий механизм подачи документов в налоговые органы, а оператор маркировки ОАО «Учкун» не имеет достаточного опыта в сфере нефтепродуктов.
Представители ассоциации считают, что запланированные 14 мобильных лабораторий для северного региона КР не смогут обеспечить потребности всех нефтебаз. Это может привести к задержкам в поставках и увеличению штрафных санкций, что дополнительно повлияет на себестоимость топлива.
Ассоциация также подняла вопрос о безопасности использования молекулярных ДНК-маркеров, которые планируется применять для идентификации топлива. Технология пока недостаточно изучена, особенно ее влияние на окружающую среду в условиях аварийных ситуаций. Нефтетрейдеры полагают, что внедрение маркировки должно быть отложено до проведения дополнительных исследований безопасности маркеров для здоровья людей и экологии.
Ассоциация нефтетрейдеров призывает правительство пересмотреть сроки и условия введения обязательной маркировки топлива. Нефтетрейдеры предлагают создать рабочую группу для доработки стандартов и запуска пилотного проекта, который позволит бизнесу адаптироваться к новым требованиям без серьезных последствий для экономики и цен на топливо.
Напомним, с 1 октября 2024 года в Кыргызстане введена обязательная маркировка бензина и дизельного топлива, как импортируемого, так и производимого, с использованием молекулярных маркеров. При этом с 1 января 2025-го будет запрещен оборот немаркированного бензина и дизтоплива.