В Бишкеке 25 июля произошло очередное дорожно-транспортное происшествие с участием муниципального автобуса — столкнулся с двумя машинами. Пострадавших водителя внедорожника и пассажирку госпитализировали. В июне другой автобус врезался в столб.
О том, как часто водители попадают в ДТП и что делают для предотвращения аварий, 24.kg рассказал главный инженер базы № 3 МП «Бишкекский городской транспорт» Артур Омурзаков.
— Сколько в день на городские улицы выезжает автобусов?
— От 840 до 860, на каждом работает по два человека.
— Сколько аварий произошло с начала 2024 года с их участием?
— По данным ГУОБДД, за 6 месяцев зарегистрировано 363 ДТП, из них 60 процентов совершено по вине другой стороны, то есть наши водители были не виноваты.
— Какой ущерб нанесен транспорту?
— Мы фиксируем все происшествия. Где-то просто царапина, в таких случаях достаточно загнать автобус в парк и за день покрасить. Бывает, стекло разбилось, а по кузову все цело — поменяли. Все автобусы восстанавливаем, и они снова выходят на линию. Простаивающих машин нет.
— Что с автобусом, который врезался в столб?
— Вчера ездил, смотрел, в течение недели, думаю, вернем его в строй.
Все наши автобусы застрахованы, у нас есть два вида страхования, в том числе гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.
— За 2024-й много пострадало пассажиров?
— Около 11 человек. К счастью, обошлось без серьезных травм. У кого-то ушиб, кто-то просто испугался.
Нередко легковые машины резко перестраиваются, а автобус — это габаритный транспорт, который имеет больший тормозной путь. Приходится резко тормозить, некоторые пассажиры в это время не держатся за поручни, «сидят» в телефонах и в результате могут удариться.
В каждом случае ведем работу, у нас есть отдел безопасности движения (БД). Сразу связываемся с пассажирами, передаем информацию страховым компаниям, чтобы они фиксировали и разбирались.
— Кто-то из пассажиров получил страховое возмещение?
— Да, насколько знаю, такие случаи были. К примеру, человек покупал лекарства, мази, ему возместили расходы.
— Что для этого нужно сделать?
— В первую очередь сообщить водителю. Часто бывает как? Водитель резко затормозил, спросил у пассажиров, все ли нормально, все промолчали, и он дальше поехал. Но через какое-то время пассажир может обратиться в больницу, там все фиксируют, в том числе, где получена травма. В травмпунктах часто присутствуют сотрудники милиции, которые тоже могут реагировать на такие обращения пациентов.
Но бывают и такие случаи, когда пассажиры могут через 1,5-2 месяца заявить, что они якобы пострадали в автобусе и открыто вымогают деньги у водителя. В таких случаях нам придется обращаться в правоохранительные органы для разбирательств.
Поэтому при получении травм советую сразу обращаться к водителю, он должен сообщить о случившемся в наш отдел БД, чтобы страховая компания могла отреагировать. При подтверждении факта выплачивается возмещение.
— Может, водители боятся дисциплинарного взыскания, поэтому не сообщают о жалобах пассажиров?
— Наш директор каждую неделю проводит собрания, на которые приглашаем различные службы, в том числе УПСМ и страховые компании, чтобы они подробно рассказали, какой случай признается страховым и что делать в разных ситуациях.
— Какие меры взыскания применяете к водителям-нарушителям?
— Есть технический совет, дисциплинарная комиссия, которые изучают разные случаи и рассматривают степень вины. Бывает разное. Например, на конечном пункте при остановке не рассчитал немного и сломал стекло. Лишаем за это премии. У водителей почасовая премиальная оплата труда, и лишение премии ощутимо бьет по карману. За неоднократные грубые нарушения принимаем более жесткие меры, вплоть до увольнения.
Проехал на красный свет, вышел на работу в алкогольном опьянении — увольняем по статье. Такие вещи мы не прощаем.
— Иногда кажется, что водители забывают, что они не на маршрутке, и манера поведения на дороге должна быть другой...
— Да, к сожалению, есть такое. У нас класс оборудован компьютерами. По поручению директора будем проводить пересдачу водителей по маршрутам. Особо отличившихся снимаем с линии вне очереди и отправляем на пересдачу. Если человек не сдаст экзамен, на линию его не пустим. Готовимся таким образом к 1 сентября.
Кроме того, есть негласный черный список, компании-перевозчики делятся между собой данными об уволенных за грубые нарушения водителях. Таких, конечно, не принимаем на работу.
— Штрафы за нарушение правил дорожного движения получаете?
— Мы не скрываем, что есть нарушения. Бывают моменты, когда оспариваем выписанные штрафы. Наши сотрудники тоже могут зафиксировать нарушения, если ехали на автобусе и что-то заметили, могут снять видео. Мы принимаем меры к водителям.
— Как обстоят дела с запчастями и ремонтом?
— Автобусы на двухлетней гарантии. Представители завода расположены на нашей территории и обслуживают транспорт.
Мы проводим только техническое обслуживание, меняем масло и другие расходные материалы по нормам пробега, установленным заводом-изготовителем. Закупаем через портал госзакупок.
Если что-то повреждено в результате ДТП, восстанавливаем сами, в основном закупаем только стекла. Хочу поблагодарить завод-производитель, который идет нам навстречу и помогает с некоторыми запчастями.
— Водители ущерб возмещают?
— Да, конечно. Кто-то сразу полностью восстанавливает, у кого-то ежемесячно удерживают с зарплаты какую-то часть.
— Какая средняя зарплата у водителей?
— Около 60 тысяч сомов.
— Вакансий много?
— Текучка кадров есть. Сейчас работает примерно 1,8 тысячи водителей. Люди уходят — приходят.
В любом случае мы обязательно работаем с желающими трудоустроиться. Сначала они сдают экзамены у нас, проходят стажировку на учебном автобусе, потом стажируются на линии на определенном маршруте, и уже после мы отправляем их на полноценную работу.
— Есть ли у вас претензии к пассажирам?
— Мусор многие оставляют, а другие жалуются, что автобус грязный. Сиденья исписывают маркером. Чистим, убираем, это требует времени и человеческих ресурсов.
Кроме того, хотел бы попросить пассажиров выходить и садиться только на остановках. Много лет люди ездили на маршрутках, привыкли останавливать транспорт по желанию. Так нельзя. У нас есть добросовестные водители, которые принципиально не останавливаются вне остановок. На них тоже начинают жаловаться. Есть и «зайцы», с ними тоже боремся.
— Жалоб от пассажиров много поступает?
— Больше хороших пожеланий, чем жалоб.