Депутат Жылдыз Таалайбек кызы на заседании парламента возмутилась решением кабмина о переходе на 12-летнее образование.
По мнению нардепа, сначала надо создать условия и отремонтировать школы.
«Вы говорили, что в регионах будет легче с 12-летним обучением, что там есть школы, рассчитанные на 250 мест, и обучаются там в одну смену. Я могу привести пример, только в моем регионе не хватает кабинетов, дети не вмещаются. Куда вы будете сажать нулевые классы?» — обратилась депутат к министру образования.
Догдуркуль Кендирбаева ответила, что сегодня в нулевых классах идет обучение по программе «Наристе» по госзаказу. На зарплату учителям из республиканского бюджета выделено 800 миллионов сомов.
«В регионах я не видела, чтобы дети ходили в нулевой класс. Тем более я вам могу привести примеры, как в школах потолки протекают. Давайте сначала их отремонтируем. Есть видео, где дети занимаются по порванным, старым учебникам. Вы говорите STEM-система, но понимаете же, что на это потребуются дополнительные кабинеты и книги. У нас нет средств на нормальные учебники, откуда деньги на STEM-систему? Опять брать кредиты?» — возмутилась депутат.
Глава Минобразования отметила, что переход на 12-летку — политическое решение.
«Проведен полный анализ возможностей школ. Старшеклассников переведут на профильное обучение. Они получат аттестат и какую-нибудь профессию», — добавила Догдуркуль Кендирбаева.
В Кыргызстане переводят школьное образование на 12-летнюю модель. Сейчас рабочая группа готовит дорожную карту поэтапного перехода.
Сначала в кабмине сообщали, что обязательным школьным образованием будут охвачены 100 процентов пяти- и шестилетних детей. Позже президент Кыргызской академии образования Назира Дюшеева отметила, что возраст поступления в первый класс составит шесть-семь лет, а при согласии родителей — 5,5.
Министр образования и науки Догдуркуль Кендирбаева заявила, что школьники не будут учиться до 19 лет. По ее словам, нынешние нулевые классы станут первыми, поэтому дети будут оканчивать общеобразовательные организации так же в 16-17 лет.
При этом практикующие учителя и детские психологи отмечают, что важна физиологическая и психологическая готовность ребенка к школе. Одного умения читать и писать недостаточно. Специалисты не рекомендуют рано отправлять детей за ученическую парту.