Мэрия Бишкека разработала концепцию развития общественного пассажирского транспорта и дорожной инфраструктуры на 2023-2026 годы. В документе 45 страниц, посвященных анализу ситуации с транспортом, вариантам ее решения и грандиозным планам на будущее. Что приготовил муниципалитет для горожан, журналист 24.kg узнала у директора департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максата Нусувалиева.
— Первый вопрос. Для чего, вообще, разработана концепция?
— Любая концепция подразумевает общее направление, куда должны двигаться. Это наше видение, предложения, что нужно, чтобы справиться с проблемами: пробки, смог, парковки, общественный транспорт, какие должны принимать меры для развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Мы постарались все это прописать в концепции и внесли ее в Бишкекский городской кенеш.
— В концепции отмечается, что один из вариантов решения проблем работы общественного транспорта — внедрение новых видов, в частности метро. Рассматриваете такой вариант?
— Если брать мировую практику, то подземный транспорт перевозит больше пассажиров, чем наземный. Конечно, правильно было бы строить в Бишкеке метро. Но мы понимаем, что это большие деньги. И пока вопрос о финансировании не решится, этот вариант, думаю, продвигаться не будет.
— То есть пока это мечта...
— Как любой динамически развивающийся город, любая столица, мы должны к этому стремиться. И, думаю, рано или поздно мы это сделаем.
Года два назад нам и присниться не могло, что мы купим более 1 тысячи автобусов. Но в короткие сроки это начало реализовываться.
Максат Нусувалиев
В начале года в Бишкек поступили 120 автобусов, купленных за счет городского бюджета. Кроме того, по поручению президента удалось изыскать средства из республиканского бюджета на покупку 1 тысячи автобусов. Контракт заключен, внесена предоплата. До конца года ожидаем поступления 500 единиц из этой партии. Остальные — в первой половине 2024-го.
В этом году в столицу прибудут автобусы, купленные в рамках проекта ЕБРР. Контракт заключен на 124 единицы с компанией Golden Dragon. Кроме того, по проекту АБР с четвертого квартала начнется поставка 120 электробусов. Сейчас идет активная подготовка инфраструктуры к их обслуживанию.
Я к чему это говорю? Еще два года назад это было нашей несбыточной мечтой, а сегодня перешли к реализации. Думаю, рано или поздно решится вопрос и о метро, и о других видах транспорта.
— С восстановлением и открытием новых автобусных маршрутов были конфликты с маршруточниками. Не опасаетесь их повторения в будущем?
— Когда проводятся реформы в отдельных отраслях, это многим не нравится. А мы как раз проводим масштабную реформу в транспортной сфере. Это не нравится частным перевозчикам, которые многие годы работали и получали прибыль.
С покупкой новых автобусов, естественно, количество микроавтобусов уменьшится в разы, а на некоторых маршрутах мы их уберем полностью. Маршрутки останутся на окраинах города и в районах, которые не сможем по тем или иным причинам охватить автобусами и электробусами.
Конечно, это вызовет бурю недовольства со стороны и горожан, и водителей микроавтобусов. Я даже уверен, что кто-то будет организовывать акции. Но мы к этому готовы, ведем разъяснительную работу. Отмечу, что многие бишкекчане поддерживают нашу инициативу убрать микроавтобусы.
Мы не просто хотим пустить новые автобусы по существующим маршрутам, но создать новую сетку и полностью перекроить схемы движения общественного транспорта. Мы разработали концептуально новые маршруты с использованием принципа кольца...
Максат Нусувалиев
Кроме того, создается электронная система разработки маршрутов. Первый этап внедрили — оснастили транспорт GPS-трекерами, пассажиры могут видеть в режиме онлайн движение троллейбусов, автобусов, маршрутных такси в приложении «Мой город». Нам это позволяет контролировать работу водителей, следить за выполнением планового выхода, чтобы они не покидали линии, когда им захочется.
На следующем этапе внесем данные по числу пассажиров в каждом районе. Все это откроет новые возможности для внедрения третьего блока, который и будет разрабатывать новые маршруты, оптимизировать существующие, чтобы они были и рентабельными, и отвечали потребностям горожан.
— Мэрия ранее начала переводить маршрутные линии в ведение муниципального предприятия. Что от этого получили город и его жители?
— В августе 2022 года мы создали муниципальное предприятие «Управление пассажирских перевозок».
На сегодня ежедневно обслуживают бишкекчан 1,8 тысячи микроавтобусов, из них 1,1 тысячи перешли в МП.
Максат Нусувалиев
Что это дает? В первую очередь, когда переходит маршрут, доход начинает получать муниципалитет, а не частный перевозчик, как раньше.
Второе — увеличивается контроль над водителями, они уже не могут самовольно сойти с линии и так далее. Горожане получают правильную работу маршрута.
— Вот вы сказали о рентабельности. В концепции есть предложение изменить принцип начисления зарплаты водителей — с учетом внедрения электронного билетирования платить за километраж, а не за число перевезенных пассажиров. Якобы это будет стимулировать обслуживание неприбыльных линий...
— Во всем мире в сфере общественного транспорта применяется именно такой метод. Не просто оплата проезда из точки А до точки В, а за расстояние, которое проехал пассажир. Также оплачивается и труд водителя: не за число перевезенных людей, а сколько километров он проехал за рабочий день.
Так что мы это не сами придумали, анализировали опыт разных стран. Конечно, на первоначальном этапе могут быть неудобства и недовольство. Например, человек много лет ездил одним и тем же видом транспорта из одной точки до другой, будет недоволен таким видом оплаты. С другой стороны, много людей, которые проезжают одну-две остановки, а платят столько же. Это не совсем правильно. Но это всего лишь одно из предложений.
— А что с электронным билетированием, когда его окончательно внедрят?
— В этом вопросе много препятствий, в том числе внутренних. Не секрет, что некоторые водители сдают план, а остальное забирают себе. А с внедрением билетирования так делать не получится, потому что платежи будут прозрачными. Есть жалобы и со стороны горожан, что надо покупать карту и так далее.
В чем мы видим решение? Департамент транспорта разработал проект постановления БГК о внедрении такого понятия, как дифференцированный тариф. То есть при безналичной оплате стоимость проезда будет ниже. Сейчас документ на рассмотрении горкенеша. Если его одобрят, надеюсь, внедрим окончательно. Мы должны это сделать, чтобы увидеть реальные доходы муниципальных транспортных предприятий.
— В концепции отмечается, что для решения проблем с пробками необходимо планировать пробивку улиц, в частности Суюмбаева. Какая-то работа ведется?
— Да. Сейчас реализуем третью фазу проекта реконструкции дорог по китайскому гранту. Там предусмотрено строительство развязки на пересечении бульвара Молодой Гвардии и улицы Толстого. На улице Фучика планируем возведение эстакадного моста с выходом на улицу Садырбаева (Баха). Кроме того, запланировано строительство путепроводов по улицам Суюмбаева и Торекула Айтматова через железную дорогу с выходом на улицу Толстого. На пересечении улиц 7 Апреля и Анкара планируем строительство эстакадного моста.
— Хорошо, вывели Суюмбаева и Торекула Айтматова на Толстого, а дальше? Там же территория промзоны...
— Из местного бюджета мы предусматриваем средства на пробивку улицы Карадарьинской от Медерова до Толстого. Департамент транспорта разрабатывает проект сметной документации. Она как раз выйдет на эти улицы.
Кроме того, в этом году планируются реконструкция и строительство четырех мостов за счет городского бюджета: по улице Ганди через БЧК (полная реконструкция), расширение моста на проспекте Жибек Жолу возле Восточного автовокзала, на Ауэзова/БЧК и возведение нового моста на улице Шукурова через канал на улицу Медерова.