В Кыргызстане предлагают ввести обязательное депонирование показаний по гендерным преступлениям и уголовную ответственность за принуждение к примирению. Эти рекомендации внесло общественное объединение «Гражданский союз» в Жогорку Кенеш для решения проблемы гендерного насилия.
Ранее депутат Динара Ашимова инициировала поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс о правонарушениях, Закон «Об охране и защите от семейного насилия».
Эксперты «Гражданского союза», проанализировав документ, пришли к выводу, что его принятие может расширить механизмы защиты от различных форм гендерного насилия.
Гражданский союз внес свои предложения в законопроект. Наиболее значимые из них:
● уголовная ответственность за принуждение потерпевших к достижению примирения;
● обязательное применение депонирования показаний жертв гендерного насилия;
● отказ от проведения очных ставок с пострадавшими от такого рода преступлений;
● ответственность за преследование;
● усиление комитетов по охране и защите от семейного насилия.
Предлагается также ввести ответственность за давление на пострадавшую. Эксперты отмечают, что одна из распространенных проблем — принуждение к отказу от поддержания обвинения, иными словами «примирение» под давлением.
«Если в случае с сексуальным насилием сейчас обсуждается идея исключить саму возможность для примирения, то по целому ряду других преступлений и правонарушений такая возможность сохранится. Например, жертвы семейного насилия нередко находятся под давлением родственников агрессора и даже отдельных сотрудников правоохранительных органов. Такое давление направлено на получение встречного заявления. Возможно, это одна из причин, из-за которых порядка 90 процентов заявлений о применении семейного насилия в итоге не доходят до суда», — говорят представители правозащитной организации.
Активисты предлагают ввести уголовную ответственность за принуждение к примирению, если оно совершается с использованием насилия, угроз насилия, шантажа и неоднократного психологического давления. Это должно отбить желание неправомерно воздействовать на пострадавшую.
Давление со стороны работников правоохранительных органов и судов должно наказываться более жестко — лишением свободы на срок до пяти лет с запретом на занятие определенных должностей до двух лет.
Депонирование показаний, по мнению правозащитников, должно стать обязательным. Но проблема в причинении психологических травм в ходе следствия и суда. Потерпевшие испытывают психологические страдания из-за обязанности отвечать по нескольку раз на одни и те же вопросы на стадии следствия. Это продолжается и в суде.
Ситуация усугубляется тем, что многие сотрудники правоохранительных органов не знают, как обращаться с жертвами, могут по незнанию навредить пострадавшим и даже иногда подтолкнуть их передумать поддерживать обвинение. В криминологии на этот счет введено особое понятие «вторичная виктимизация».
«Отсутствие гендерной чувствительности правоохранительных органов является причиной того, что более 62 процентов пострадавших от сексуального насилия, согласно виктимологическим опросам в Кыргызстане, не обращаются с заявлением в милицию. Чтобы снизить психотравмирующее воздействие на пострадавших, предлагается в Уголовно-процессуальном кодексе установить обязательное применение депонирования показаний по гендерным преступлениям. То есть проведение допроса пострадавших или свидетелей следственным судьей, которое снимает необходимость повторных показаний», — отмечают юристы.
Рекомендация же направлена на введение института обязательного применения такой процедуры в отношении потерпевших от гендерного насилия. По этой же причине предлагается отменить практику проведения очных ставок по такого рода делам.
Из анализа ОО «Гражданский союз за реформы и результат»
Правозащитники призывают обратить особое внимание на навязчивое преследование. «К таковым может также относиться киберсталкинг, когда злоумышленник преследует лицо в интернете. Хотя уже имеется ответственность за мелкое хулиганство, которое включает оскорбительное приставание к гражданам, принятие отдельной статьи будет способствовать противодействию преследованию по признаку пола. Если попутно не совершены более тяжкие преступления, то сам по себе сталкинг предлагается наказывать штрафом либо привлечением к общественным работам, либо применением ареста до пяти суток», — уточняют инициаторы.
Отдельная рекомендация направлена на усиление местных комитетов по охране и защите от семейного насилия. Эти структуры уже начали появляться в стране. Однако зачастую они работают формально.
Представители ОО также отмечают, что не решен вопрос участия в работе комитетов депутатов местных кенешей. Гражданский союз убежден в необходимости законодательно обязать местные кенеши делегировать своих представителей в состав комитетов.