С наступлением весны воздух в Бишкеке очищается, и кажется, что он чистый и безопасный. Но на самом деле это не так. Анализ «МувГрин», основанный на данных государственного мониторинга КыргызГидромета, показал, что в прошлом году жители столицы большую часть лета — 75 дней из 91 — дышали «грязным и опасным» воздухом.
Редакция 24.kg узнала у инженера-эколога организации Инны Брусенской, в чем разница между зимним и летним загрязнением.
— Загрязнение зимой более явное. Частный сектор отапливается некачественным углем большой зольности, отходами швейной промышленности и другим мусором. Из-за этого в воздух выбрасывается много твердых частиц — загрязнителей. Город находится в географической ложбине, где воздух зимой по различным причинам застаивается, а загрязняющие воздух частицы накапливаются.
Постоянный вклад в загрязнение воздуха вносит и тлеющая свалка. Однако нет мониторинга загрязнения воздуха вокруг нее для анализа.
После окончания отопительного сезона воздух становится чище и о загрязнении воздуха забывают. Но это неправильно. В теплое время года на первый план выходит загрязнение газами, которое, кстати, круглогодичное.
Инна Брусенская
— Что это за газы?
— В столице в летнее время фиксируются превышения предельно допустимой концентрации формальдегида, оксида и диоксида азота в несколько раз. По другим загрязнителям, к сожалению, измерения идут отрывочно, поэтому проанализировать их сложно.
СПРАВКА 24.kg
Формальдегид — бесцветный газ с резким специфическим запахом, высокотоксичный.
Оксид азота — бесцветный газ. Токсичен, так как соединяется с гемоглобином крови прочнее, чем кислород.
Диоксид азота — газ характерного бурого цвета. Его отличительной особенностью является резкий удушливый запах.
В прошлом году летом количество этих вредных газов в Бишкекском воздухе было высоким. Например, загрязнение оксидом и диоксидом азота превышало среднесуточную предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 1,3-2,5 раза. С формальдегидом ситуация вообще катастрофическая. Во все месяцы летнего периода превышение ПДК было в 4–5,7 раза.
Летом 75-76 дней из 91 мы дышим грязным и опасным воздухом. Только 5-6 дней в месяц концентрация этих газов опускалась до безопасного для человека уровня.
Инна Брусенская
— Чем эти газы опасны для человека?
— Эти газы вредны в первую очередь для органов дыхания. Если их концентрация большая, то мы сразу можем начать кашлять, чихать, может появиться головокружение. С такой ситуацией можно столкнуться, например, стоя на перекрестке. При длительном воздействии они способствуют развитию болезней дыхательной системы: астма, бронхит, могут вызывать раздражение кожи, аллергию, а в отдельных случаях способствовать развитию некоторых форм рака.
Они относятся к категории тяжелых, то есть не улетучиваются сразу в атмосферу. Бывают такие погодные условия, например штиль, когда частицы не рассеиваются, оседают на землю. Их наибольшая концентрация наблюдается на высоте 1,5-
Такой воздух опасен прежде всего для детей, которые дышат этими газами. Их концентрация особенно высока на уровне роста ребенка.
Инна Брусенская
— Получается, основной источник загрязнения газами — это автомобильный транспорт?
— Да, согласно национальному докладу о состоянии окружающей среды, на его долю приходится более 80 процентов выбросов загрязняющих газов.
В столице зарегистрировано более 400 тысяч автомобилей, на улицы города ежедневно выходят около 2 тысяч микроавтобусов, занимающихся перевозкой граждан. Как правило, у нас автотранспорт использует топливо низкого экологического класса, из-за сжигания которого выбрасывается больше газов. Еще одна проблема — многие машины ездят без катализаторов, которые очищают выхлопные газы.
Особенно интенсивное движение транспорта сосредоточено в центральной части города. Поэтому находиться рядом с оживленными автомобильными дорогами и пешеходными переходами рекомендуется не более 20-30 минут. Более длительное нахождение представляет опасность для здоровья.
— Что нужно делать, чтобы улучшить качество воздуха?
— Властям Бишкека пора отказаться от автоцентричной политики, уделять больше внимания развитию системы общественного транспорта, строительству инфраструктуры для альтернативных средств передвижения (например велосипедов, самокатов и других), пешеходов, озеленению, запретить некачественное и дизельное топливо, возобновить автотехосмотр, борьбе с хаотичной застройкой, из-за которой нарушается продуваемость города.
Также необходимо расширить мониторинг загрязнения воздуха газами, в том числе и от Бишкекской свалки, чтобы иметь полную картину загрязнения.
На данный момент по различным причинам, в том числе финансовым, такого полного мониторинга не проводят.