Следить за загрязнением воздуха в Бишкеке Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства будет с помощью беспилотных аппаратов и специального оборудования. Журналистам показали, как проходит процесс.
Газы и взвеси
Оживленный перекресток в районе Аламединского рынка. Специалисты отдела экологического мониторинга ГАООСиЛХ устанавливают стол, где размещают пылемер и фторопластовый мешок, который обывателю кажется обычным куском пленки. Все, к замерам готовы.
«Мы собираем пробы атмосферного воздуха. Пылемер показывает общее содержание пыли и фракций PM 2.5 и PM 10. Параллельно во фторопластовые мешки в течение 20-25 минут набирается воздух, который исследуют в лаборатории на содержание газов, вредных для здоровья человека. Мы проверяем воздух по 10 компонентам — трем видам частиц пыли и семи газам: диоксид серы, диоксид азота, диоксид углерода, аммиак, сероводород, сумма углеводородов и другие», — отметила главный специалист отдела Асель Абдылдаева.
Мониторинг сотрудники проводят периодически. Определенных дней или времени для замеров нет.
В отделе анализом воздуха занимаются только два специалиста. Они проводят мониторинг по всей республике: большие промышленные предприятия, месторождения, проекты АВОС (анализ воздействия на окружающую среду) и другие объекты. Последние три месяца сосредоточены на городе. По словам Асель Абдылдаевой, два-три раза в неделю делают замеры. Полученные данные передают в ГАООСиЛХ.
«Мы занимаемся только локальным загрязнением. У Гидрометцентра есть стационарные посты, где круглосуточный мониторинг», — отметила она.
По словам специалиста, с окончанием отопительного сезона воздух в Бишкеке стал чище.
Но загрязнение все же есть — автомобили никуда не делись. На момент измерения датчики показали превышение уровня концентрации частиц почти в два раза.
Дорогой аксессуар
«А что же дрон, — поинтересовались журналисты. — Какова его роль в измерении? Он оснащен специальными датчиками?»
Оказалось, беспилотник просто проводит съемку, не делая замеров.
«С помощью дронов хотели показать влияние заторов на перекрестках на загрязнение воздуха. Скопление машин видно, конечно, и с земли, но с воздуха более объективная картина причин, по которым происходят заторы: неправильные парковки, большое количество машин и другие», — объяснил начальник Чуй-Бишкекского территориального управления ГАООСиЛХ Аязбек Кыдыргычев.
Отчеты будут передавать в ГУОБДД для принятия мер на перекрестках, чтобы не образовывались заторы.
«Конечно, машин много, они влияют на загрязнение воздуха, но если пропускная способность перекрестков увеличится (например, за счет устранения помех в виде припаркованных автомобилей), это сократит загрязнение», — отметил специалист.
Аязбек Кыдыргычев отметил, что принят план краткосрочных мер по улучшению экологической ситуации в Бишкеке на 2019 год. В частности, предусмотрен переход в августе на более экологичный вид топлива — К-4 и К-5. По его словам, есть постановление правительства. Однако переход осложняется тем, что перерабатывающие предприятия в Кыргызстане отвечают лишь стандарту К-3. Переоборудование и переоснащение требует капитальных вложений, но переговоры с их владельцами провели.
«В то же время в рамках плана краткосрочных мер каждая ответственная госструктура проводит свою работу по улучшению ситуации. Мэрии, в частности, поручили закупку автобусов на газе, ГУОБДД — улучшать организацию дорожного движения, чтобы в часы пик не создавались заторы, работать с незаконными парковками, которые мешают движению», — отметил специалист.
Данные по замерам специалисты озвучат, скорее всего, в пятницу, после анализа. Предыдущие исследования показали превышение ПДК по газу и взвешенным частицам (PM) практически во всех точках замеров.
В ГАООСиЛХ продолжают заверять, что основной загрязнитель воздуха в Бишкеке – автомобильный транспорт.
Как отмечено в пресс-релизе агентства, ежегодно общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Бишкека составляет 240 тысяч тонн, из которых 180 тысяч тонн приходится на транспортные средства.