Специально для читателей 24.kg книжный блогер, автор телеграм-канала «Сестрица Холдена» Евгения Николаева рассказывает о самых актуальных, интересных и полезных книгах из мира художественной литературы и нон-фикшн.
Сегодня речь пойдет о романе «Красота - это горе» индонезийского писателя Эки Курниавана, Букеровского номинанта и просто выдающегося автора в жанре магического реализма.
Курниаван написал «Красоту» в 2002 году, и этот литературный дебют тут же принес ему успех. Книгу перевели на множество языков, а в конце 2018-го на радость всем в издательстве «Фантом Пресс» (за которым непременно стоит следить, если любите актуальную переводную зарубежку) вышел и перевод на русском.
Для тех, кто уже однажды очаровался Габриэлем Гарсиа Маркесом, «Красота - это горе» - без лишних слов ценнейший подарок и must read.
На повестке также многолюдная семейная сага, вписанная в контекст, что уж греха таить, экзотической для нас страны, причудливая местная мифология, органично живущая прямо в быту и не спорящая с реальностью, а запросто дополняющая ее, и мотив рокового проклятия, определяющего судьбу героев. Само проклятие тоже традиционно вынесено прямо в заглавие романа.
Как персонажи Маркеса страдают от своей обреченности на одиночество, так у Курниавана губительной оказывается выдающаяся красота Деви Аю и ее дочерей.
О том, что красота - это горе, Деви Аю знала не понаслышке, сама уродилась писаной красавицей, получив от голландских предков белоснежную кожу и голубые глаза, а от индонезийских - черные волосы. Воспитанная в колониальной семье европейцев и в ту пору совсем еще юная девушка, Деви Аю в момент, когда на место голландцев в Индонезию в середине прошлого века пришли оккупанты-японцы, осталась одна-одинешенька.
И только несгибаемый характер провел ее через все жестокие тяготы и не на шутку страшные жизненные обстоятельства, обусловленные военно-политическими и общественными реалиями тех лет.
Три дочери Деви Аю красотой, не сулившей ничего хорошего, превзошли даже свою мать. И потому, когда на склоне лет Деви Аю обнаружила, что ждет четвертого ребенка, молилась она лишь о том, чтобы эта дочка получилась страшнее некуда.
Эка Курниаван мастерски рассказывает о реальных общественно-политических процессах, формировавших его родную страну на протяжении полувека, переплетая их с колоритной традиционной сказочностью.
Так «Красота» становится одновременно и эпосом, где есть совершенно архетипические мотивы и микросюжеты, характерные для фольклора вообще, и реалистическим историческим романом об Индонезии.
Наложница богатого голландца, сбежав от него, прыгает со скалы и живой возносится на небо (тут невозможно не вспомнить Ремедиос Прекрасную из «Ста лет одиночества»), и одновременно с жестким реализмом описывается участь молодых женщин, отправленных в бордели для японских офицеров.
Неприкрытый и часто даже неприглядный натурализм соседствует с дивной красочной сказкой, неподдельная горечь - с иронией, а экзотическая самобытность - с универсальными сюжетами. Создать такой органичный сплав мало кому удается. И Эка Курниаван, пожалуй, сделал это лучше любых ожиданий.