10:15
USD 85.80
EUR 93.14
RUB 0.88

Джаз. Этот восхитительный хаос

Вслед за весенними дождями, солнцем и холодом в столицу Кыргызстана незаметно явилось время ежегодного фестиваля «Джаз Бишкек Весна». В 2016-м он прошел одиннадцатый раз. В нем участвовали музыканты из США, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.

День первый. Поющие под дождем

В рамках фестиваля впервые на площадке перед памятником Курманджан датке прошел джазовый опенэйр. Восьмое апреля выдалось с утра солнечным, к вечеру — пасмурным. Тем не менее в положенное время слушатели ждали музыкантов. Первым грянул «Бишкек Биг Бэнд». И хотя коллектив создали в июне 2015-го, в его репертуаре около ста произведений от джаза до поп-музыки. Несколько песен с оркестром исполнили певицы Марина Набокова и Нэна. Однако больше аплодисментов сорвали инструментальные вещи, с азартом сыгранные биг-бэндом.

Более спокойную игру следом представили ребята из JDin band и M.M.Band. Первые исполнили два джазовых стандарта. Вторая команда (такая же молодая, как и первая) доказала публике на деле, что идейным кредо для них является Маркус Миллер. Как и их кумир, M.M.Band пытается объединить весь свой музыкантский опыт — джаз, фанк, фьюжн... Превалируют последние два. А вот пение Эльзы Эргешовой не впечатлило.

Замечательный джазовый парад продолжался. На мгновение всем показалось, что вышедшие на сцену веселый Энтони Станко с группой The Crucial Elements (США) тучи разведут руками. За день до опенэйра в беседе с корреспондентом ИА «24.kg» трубач Энтони признался, что его кумир — Луи Армстронг, потому он и его команда выбрали для себя стиль раннего нью-орлеанского джаза. Они стремительно и жарко исполнили три композиции. А затем ушли, обещав вернуться и сыграть на третий день больше. Публика была в восторге от обаятельных виртуозов, играющих джаз с элементами свинга и бибопа.

Отечественные квинтет Нургиз Чекиловой и джаз-квартет Викрама Рузахунова показали немалую силу воли, выступив под усилившийся ветер. Оба коллектива блестяще исполнили вещи, ставшие классикой джаза.

Австрийское трио Edi Nulz сыграло не так много, как хотелось. Они (кларнет-бас, тенор и бас-гитара, ударные и клавиши) делают совершенно потрясающую музыку — смесь джаза, индии, рок-н-ролла, драм-н-басса. И это только верхушка айсберга. Бесшабашное управление стилями, как было видно по выступлению, доставляет парням огромное удовольствие, которое передается и публике. Каждая композиция — сплав гротеска и радостного абсурда — проносилась быстро. Хотелось слушать их новые вещи, но из-за ухудшившейся погоды им пришлось сыграть меньше запланированного. Завершили вечер уже под дождем кыргызстанские группы «Аура» и «Соленые орешки».

День второй. Европа + Азия

На концерт публика пришла, чтобы услышать три европейских коллектива: Julia Hulsmann Trio (Германия), EOS guitar Quartet (Швейцария), Luca Ciarla Trio (Италия) и таджикистанскую группу Dudjsh-Sipar. Трио Юлии Хюльсманн (контрабас, ударные и рояль) исполнило 8 композиций. Музыканты виртуозно играют не легкий смузи-джаз — их надо слушать вдумчиво. Огромный диапазон трио впечатлил и запомнился, его стиль не спутать: глубокомысленный, сконцентрированный и при этом восхитительно открытый. Пару композиций немцы исполнили вместе с кыргызскими комузистом Бекназаром и саксофонистом Кубаном. Окончательно покорили публику кыргызские слова «рахмат» и «саламатсыздарбы».

Предваряя выступление швейцарского квартета Eos, ведущий вечера Вячеслав Данилов сказал, что «гитара — очень джазовый инструмент, а музыканты впитали от джаза все лучшее». И коллектив показал виртуозную игру в различных стилях (классическая музыка, джаз, рок, авангард, фламенко), исполнив 9 композиций. Это небольшая программа произведений, появившихся на свет благодаря творчеству Гарсиа Лорки, Пьяцоллы, швейцарских композиторов. Думаю, выступлением они сделали немалый экскурс в историю мировой культуры. Хотя вопрос, а джаз ли они исполняют, после их сета у меня остался.

Во втором отделении разбавил европейцев коллектив из Таджикистана Dudjsh-Sipar. Они сыграли четыре этноджазовые композиции, восхитив публику сочной музыкой из смеси традиционного джаза с национальными мотивами и мелодиями. Получилось блестяще.

Завершали вечер итальянцы, которые впервые прибыли на джаз-фестиваль. Трио, возглавляемое скрипачом Лукой Чарлой, исполнило пять произведений собственного сочинения и мировые шедевры. Надо сказать, что Лука оказался креативным и удивительным скрипачом, который легко переступает границы жанров. Зал рукоплескал.

День третий. Экспериментальный

Первое отделение отдали музыкантам из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Беларуси, которые представили совместное творчество. Оно — результат десятидневной работы Центральноазиатской этноджазовой лаборатории. Художественный руководитель сборного коллектива Артем Ким рассказал: «Мы живем в звуковом мире. Задумайтесь, что нас окружает в современном городе? Человек, который идет по улице, что он слышит? Он слышит и поп-музыку, и рок, и традиционную музыку. Он слышит шум мегаполиса. Можно воспринимать звук трафика как раздражающий, но если попытаться услышать его как музыку, то он становится музыкой. И что в этом кошмарном, а, может, безумно интересном звуковом мире делать современному человеку, мы в нашей лаборатории и попытались ответить. Как же соединить все эти несоединимые, казалось бы, звуки в нечто единое, которое в какой-то момент вдруг становится художественно убедительным и интересным, чтобы его слушать. И на втором, третьем плане — взгляд музыкантов на все эти звуки со стороны, их мироощущение». Вероятно, объяснение было своевременным: почти час зал внимательно прислушивался ко всему, что исполняли двенадцать музыкантов, и пытался понять. Одно слово — эксперимент.

Во втором отделении атмосфера изменилась — на сцене вновь уже знакомые многим кыргызстанцам Энтони Станко и его The Crucial Elements (США). Они исполнили шесть жизнерадостных композиций. Во время игры Энтони пел с публикой, все пятеро спускались в зал, чтобы походить, постучать в бубен, потанцевать. Приятно отметить, что музыканты не любят халтурить: для них нет разницы, скромный это зал по меркам мировых стандартов или потрясающие залы по акустике и оформлению мировых и крупнейших джазовых клубов Запада. Они выкладывались по полной. Вспомнились слова Сергея Довлатова: «Джаз — это восхитительный хаос, основу которого составляют доведенные до предела интуиция, вкус и чувство ансамбля... Джаз — это мы сами в лучшие наши часы. То есть, когда в нас соседствует душевный подъем, бесстрашие и откровенность».

Разнообразная по жанрам, стилям и содержанию программа трехдневного Бишкекского джазового фестиваля подарила слушателям взрыв эмоций, фантастическую энергию и драйв. Перед обаянием эстрадно-джазово-экспериментальной музыки, магией живого общения с исполнителями не устояло ни одно сердце.

Фото ИА «24.kg», ОФ CAAM.

Бизнес