20:03
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Мобильная коммерция. Кыргызстану не предлагать

Мобильные операторы Кыргызстана решили осваивать новый для себя рынок электронных платежей. Клиентская база есть, поддержка правительства тоже. Но этого оказалось мало. На пути неожиданно встал Национальный банк.

Договориться не получилось

Власти Кыргызстана не первый год говорят о цифровой трансформации экономики, внедрении электронных услуг и упрощении жизни людей. Самый громкий проект года — «Таза коом». Энтузиазма у обывателя он не вызывает. Однако на практике дело зашло дальше разговоров.

Еще полтора года назад начались переговоры между правительством, Национальным банком и мобильными операторами о выходе последних на рынок финансовых услуг. Кабмин признал, что доступ к рынку сотовым компаниям стоит дать. Это ускорит переход на безналичные платежи. Нацбанку и Госкомсвязи поручили урегулировать все спорные вопросы. Все полтора года стороны вели переговоры. Были даже первые наметки, как разрешить спорные моменты. Но...

1 августа Национальный банк вынес на общественное обсуждение проект постановления, которым запрещается использовать телефонный баланс абонента для пополнения электронного кошелька. Им можно пользоваться только для оплаты сотовой связи.

Работа на рынке розничных финансовых услуг для мобильных операторов при таких условиях становится невозможной. Для общественного обсуждения проекта выделили месяц. На прошлой неделе операторы мобильной связи стали бить тревогу.

«Мы пытались решить проблему с Национальным банком самостоятельно. Поэтому не стали предавать проблему огласке. Однако пока нам не удалось договориться. Поэтому мы обратились в СМИ. Еще есть время. Надеемся, вопрос удастся решить», — прокомментировал ситуацию коммерческий директор ООО «Скай Мобайл» Тилек Ахматов.

Чего хотят сотовые компании?

«Операторы мобильной связи полтора года борются за возможность оплаты абонентом розничных услуг с помощью электронных кошельков, пополняемых с баланса телефона. Позиция правительства по этому вопросу четкая. Они нас поддерживают. Мы понимаем, что быстро вопрос не решается. Долгое время велись переговоры. Но в итоге Национальный банк сделал противоположное тому, о чем договаривались», — рассказал ИА «24.kg» заместитель исполнительного директора Ассоциации операторов связи Медербек Курманбеков.

В АОС объясняют, что хотят использовать имеющиеся возможности и инфраструктуру для облегчения жизни людей. Не в каждом селе есть филиалы банков, но зато есть агенты сотовых операторов, через которых можно пополнять баланс. А потом с этого баланса посредством электронного кошелька можно рассчитываться за услуги. Но операторы платежных систем и коммерческие банки выступили против инициативы. В сотовых компаниях увидели конкурентов.

Мы — не конкуренты. Мы — партнеры по платежам. В любом случае, сотовые компании будут сотрудничать с банками. Мы поможем им развить технологии безналичных платежей.

Директор по правовым вопросам и взаимоотношению с госорганами Beeline Галина Кучерявая

Нежелания следовать новым технологиям и боязни конкуренции хватило, чтобы забыть о людях и о том, что с помощью мобильных операторов им можно существенно упростить жизнь. АОС просто не стали слушать, хотя те готовы были говорить о рисках, безопасности платежей и правилах игры.

Мы боимся, поэтому прогресса не будет

Эксперт Аналитического центра «БизЭксперт» Айнура Чекирова считает, что Национальный банк должен отказаться от идеи запретить вход на рынок платежных систем операторам связи. И то, что у регулятора еще не было опыта надзора за подобными операциями, не должно становиться главным в пользу отказа от прорывной идеи.

Национальный банк должен позволить бизнесу развивать информационные технологии, но при этом предложить модель регулирования таких отношений.

Айнура Чекирова

«Мы этот вопрос изучали. У Национального банка традиционная система регулирования. Это и в других госорганах так. Поэтому они не соглашаются на изменения. Но так быть не должно. Регулятор не должен отказываться от предложения мобильных операторов только из-за возможных рисков. Надо искать систему, с помощью которой он сможет контролировать движение денежных средств и их сохранность», — отметила Айнура Чекирова.

Эксперт предлагает простую схему. Сотовая компания создает дочернее предприятие, регистрирует его, получает лицензию в Национальном банке. И именно это дочернее предприятие будет оказывать услуги по приему электронных платежей. При этом у абонента будет два разных счета. Это нужно, чтобы в случае каких-либо сбоев в системе абонент не оказался вообще без связи. По такой схеме мобильные операторы работают, например, в России.

Мы готовы лимитировать вносимые абонентами на электронные кошельки суммы и предоставить все данные о движении денежных средств.

Медербек Курманбеков

Именно эта идея и обсуждалась полтора года. Но, если сейчас запретить перевод авансовых платежей со счета абонента на его электронный кошелек, все бесполезно. Какой толк от дочерней компании с лицензией, если человеку Национальный банк не дает права распоряжаться собственными деньгами?

«Я не буду толерантным и скажу честно. Вся эта ситуация выглядит так, будто нам предлагают жить в палатках вместо нормальных домов. Но мы не можем закрыться в своей раковине и не пускать на рынок новых игроков. Если это будут не отечественные мобильные операторы, то придут крупные мировые игроки. В итоге государство не получит ничего. Все деньги и налоги будут уходить за границу. А люди ведь все равно будут пользоваться этими услугами, потому что удобно, просто и быстро», — уверен Тилек Ахматов.

Как распорядиться деньгами, решит Нацбанк

В Национальном банке пока предпочитают не реагировать на шумиху. Однако на сайте регулятора все-таки появилось первое официальное обращение. Но и в нем нет конкретики. Лишь констатация, что общественное обсуждение не закончилось.

Возврат авансовых платежей — не сфера регулирования Национального банка. В попытке контролировать рынок регулятор отклонился от своих полномочий.

Национальный банк забывает, что люди сами вправе сделать выбор. Это право дано кыргызстанцам Гражданским кодексом. Мы совершили авансовый платеж, а затем можем потребовать у сотовой компании вернуть его назад удобным способом, в том числе и на электронный кошелек.

За мобильной коммерцией будущее, но не в Кыргызстане. Если Национальный банк не изменит решение, то удобные и быстрые мобильные платежи так и останутся мечтой. Как и то, что каждый из нас может сам решать, куда и как ему тратить свои деньги.

«Длительность общественного обсуждения составляет не менее одного календарного месяца. По его результатам будет рассмотрение полученных замечаний и предложений и выработана окончательная редакция вносимых изменений и дополнений», — заключает Национальный банк.

У каждого из нас еще есть возможность изменить будущее страны и высказаться в пользу прогресса. Для этого надо отправить письмо со своей позицией на адрес: msaiakpaev@nbkr.kg до 1 сентября 2017 года, напомнив Нацбанку, что думать нужно не только о банковском секторе, но и об удобстве граждан.

Популярные новости
Бизнес