15:34
USD 69.74
EUR 79.24
RUB 1.05

Маленькие радости налогоплательщика

Частое хождение в налоговую (с ее очередями и уставшими инспекторами, с многочисленными формами отчетности и уплатой налогов) – не самое приятное развлечение. Это всегда оборачивалось высокой административной нагрузкой для бизнесменов, отвлекало много ресурсов на сдачу разнообразных бумажек, ставило Кыргызстан на низкие позиции в международных рейтингах по оценке инвестиционной привлекательности. Наконец-то, малый и средний бизнес, считающийся локомотивом любой экономики, получил послабления в налоговом администрировании: премьер-министр Джоомарт Оторбаев одобрил законопроект, по которому уменьшается количество отчетов для предпринимателей и некоммерческих организаций, упорядочивается схема уплаты платежей и впервые дается определение малого и среднего бизнеса.

Идти навстречу

Более десяти лет говорится о необходимости диалога между бизнесом и правительством, чтобы предприниматели могли достучаться до властей, а те принимали решения с учетом мнения первых. С 2005 года буксовала работа над налоговым администрированием, тогда, кстати, началась работа над Налоговым кодексом, который принят в 2009-м. И государство осознало, что ему просто необходимо упростить условия ведения бизнеса и взялось за конкретные шаги. Сейчас при Минэкономики действует Методологический совет по координации фискальной политики, который на регулярной основе обсуждает противоречия в законодательстве, рассматривает реальные кейсы и лоббирует необходимые и адекватные поправки. Привлечены эксперты, стали реализовываться различные международные проекты, в результате которых возникли и АРВ (анализ регулятивного воздействия, без которого не может быть принят ни один законопроект или нормативный акт), и прошла «гильотина» лицензий и разрешений, и сократилось количество контролирующих органов. Не сразу, конечно, а после серьезных боданий, но, тем не менее, это уже был серьезный шаг в сторону налогоплательщиков.

«Мы поддерживаем такое новшество, - говорит Сергей Пономарев, глава Ассоциации рынков, торговли и предприятий сферы услуг. – Упрощение процедур – всегда меньше контактов, меньше коррупции. И это важно. Вообще, говорить о вопросе приоритетности – что важнее сегодня предпринимателям – сложный. Сегодня одна из важнейших задач – создание инвестиционной привлекательности. Нужно многое сделать, необходим системный подход к целому комплексу проблем. И отчетность тоже надо было менять. Понятно, что если вообще отпустить государственное регулирование бизнеса, то будет страдать социальный аспект. И надо менять взаимодействие государства, бизнеса и населения. Речь об оптимизации законодательных актов: насколько они отвечают интересам бизнеса, а не чиновников, скажем?»

Конечно, считается, что Кыргызстан находится на одном из первых мест в мире по легкости открытия предприятий (на 9-м месте из 189 по результатам исследования Всемирного банка «Doing Business 2015»). Но этот жирный плюс нивелируется пробелами в остальных сферах. Сергей Осаволюк, руководитель проекта по улучшению инвестиционного климата в КР Международной финансовой корпорации, не так давно говорил, что государству по-прежнему есть, чем заняться. Это касается, в первую очередь, условий ведения бизнеса: нужно упрощать банковское законодательство, решать проблемы с коррупцией, судебной системой, госконтролем. Имея множество хороших законов, мы сталкиваемся с откровенно плохой их реализацией. Этому потворствует излишняя бюрократизация всех процедур и излишний контроль.

О бремени

Может быть, опасения излишни? Однако проведенное IFC в этом году исследование, касающееся наиболее острых проблем, мешающих предпринимателям, лишь подтверждает сказанное. Изучались суммы налогов и обязательных платежей; заполнение и сдача налоговой, финансовой и статистической отчетности; прохождение проверок и выполнение других процедур. Оказалось, что в 2012 году на соблюдение всех требований уходило в среднем 40,4 рабочего дня ежегодно (причем, у юридических лиц - 54,7 дня, а у индивидуальных предпринимателей - 22,6). Финансовые затраты также впечатляющи: для микрокомпаний с оборотом менее 1 миллиона сомов в год они достигают 5 процентов от годового оборота. У крупных налогоплательщиков в силу большого оборота их относительные затраты на налоговый учет составляют всего 0,3 процента. Малые и средние налогоплательщики тратят по 2-3 процента годового оборота.

Почти каждый третий респондент проблемой считает заполнение и подачу Единой налоговой декларации и каждый четвертый опрошенный отметил отчетность в Социальный фонд. Сложности с расчетом налогов и налоговой отчетностью отмечены наименьшим числом респондентов.

Анализ налоговых и соцфондовских проверок показывает, что практически все налогоплательщики независимо от размера проверялись налоговыми органами в среднем 2 раза в год. Крупные предприятия чаще - 2,8 раза. Словом, бюрократия давит. На основе этого исследования Министерством экономики и подготовлены поправки в налоговое законодательство.

Впрочем, тогда за введение этих новшеств ратовали и некоторые депутаты. Например, Дастан Бекешев акцентировал внимание на бесполезности многих процедур и требований: «Субъекты малого предпринимательства не являются плательщиками НДС. Таких предприятий много, но 95 процентов из них сдают нулевую отчетность. Многие работают как плательщики единого налога либо покупают патент, лишь малая часть работает по общему налогообложению», - говорил нардеп, предлагая кроме того упрощение процедур регистрации и ликвидации субъектов предпринимательства, сокращение сроков рассмотрения документов, регистрацию ЧП в налоговой, а не Нацстаткоме и упрощение процедур ликвидации – без огромного количества справок.

Что правим?

Чтобы уменьшить все эти проволочки и высвободить ресурсы для решения текущих задач, предложен ряд поправок в Налоговый кодекс. По ним количество налоговых отчетов и платежей для предпринимателей и некоммерческих организаций сократят в 4 раза. Это, во-первых. А во-вторых, в Налоговый кодекс вносятся четкие определения малого и среднего бизнеса: субъектами первого определены предприниматели с оборотом до 4 миллионов сомов в год, субъектами второго - с оборотом от 4 до 30 миллионов сомов в год. Ну и, наконец, определено, что предприниматели и некоммерческие организации могут уплачивать налоги раз в квартал.

Правда, возникло мнение, что ощутимого эффекта не будет. Во всяком случае, так считает Татьяна Ким, председатель правления Палаты налоговых консультантов. Она уверена, что сейчас важнее улучшить выдачу счет-фактур и убрать их бланки. По ее мнению, революции нынешние поправки не произвели: бухгалтерия и без того ведется каждый месяц, а если отсрочить выплату налога, то есть риск, что кто-то да забудет, и сумма налога за три месяца весомее, чем за месяц. Впрочем, эту позицию оспаривают сами бизнесмены, которые считают, что для любого из них отчетность приоритетна, и в данном случае только повысится их ответственность.

«Ежемесячно сдавать отчеты проблематично, раз в квартал удобнее. Для бухгалтеров это и уменьшение транспортных расходов, и сокращение времени пребывания в налоговой, а сдача отчетов – всегда очереди, ожидание. И я могу только положительно расценить предложенные поправки, - говорит Азиза Юлдашева, исполнительный директор ассоциации агробизнесменов «Жер-Азыгы». - У бухгалтеров и без того текучка, особенно если у бизнеса обороты миллионные, там всегда работы более чем достаточно. Но помимо этого нужно акцентироваться на Соцфонде, чтобы сборы перешли в налоговую (тогда все будет сосредоточено в одном месте, что для ЧП и патентников очень важно, не надо разъезжать по разным местам, да и сама система Соцфонда непрозрачная). Бизнес постоянно поднимает эти вопросы, многие годы. Но госструктуры медленно реагируют, плюс там частая смена руководства – все это сказывалось, конечно».

Мелис Бекназар, президент Союза предпринимателей Кыргызстана, также уверен, что новшества будут на руку предпринимателям: «Налоговое администрирование существенно облегчилось, - считает он. - Удлиняется срок подачи отчетности, и у бухгалтеров будет больше времени на оперативные задачи. Однозначно улучшится качество отчетов – бухгалтер будет более подготовленным. Еще плюс для малого бизнеса в том, что он может подольше «прокрутить» деньги, соответственно, больше выгоды извлечь. Малый и средний бизнес – локомотив экономики. И в этом законопроекте впервые введены понятия малого и среднего бизнеса. Мы часто не могли разграничить их, и возникали проблемы. Например, речь шла о социальных программах поддержки бизнеса – мы сейчас работаем над созданием фонда финансирования малого и среднего бизнеса и столкнулись с определенными проблемами из-за отсутствия четких понятий. И этот законопроект вовремя и хорошо вписался в ту работу, которую мы ведем в этом направлении».

Итак, предприниматели «за», правительство тоже. Каков будет экономический выхлоп? И продлится ли дальнейшая работа по улучшению инвестиционного климата?

Популярные новости
Бизнес