Из-за боевых действий в Украине против России введены жесткие санкции. Пакет ограничений с каждым днем увеличивается. Часть банков отключают от SWIFT, вводятся ограничения на поставку товаров.
Геополитическая напряженность сказалась и на валютном рынке. Его штормит вторую неделю.
Такая обстановка вызывает справедливые опасения. Кыргызстан сильно зависит от импорта. Власти готовят антикризисный план, а бизнес ожидает повышения цен.
С чем столкнулся Кыргызстан
Пока сильного влияния от происходящего в мире Кыргызстан на себе не ощутил. Но кабинет министров заявил, что будет вынужден пересмотреть некоторые среднесрочные планы в связи со значительным ухудшением международной экономической ситуации.
Основное внимание в ближайшие месяцы будут уделять смягчению влияния внешних факторов на уязвимые слои населения.
«На встрече с представителями Министерства экономики и финансов озвучено, что есть сложности со своевременным проведением платежей за поставки товаров. Есть риски задержки платежей в будущем, что они будут долго рассматриваться и проходить. Эти риски поставщики не берут на себя, больше возлагают на покупателей», — рассказал глава Международного делового совета Аскар Сыдыков.
Нефтетрейдеры страны также ожидают роста цен на ГСМ. Это связано с волатильностью на валютных рынках. Только за неделю доллар в Кыргызстане подорожал на 12 сомов. А каждый сом роста курса приводит к увеличению цены на топливо примерно на 60 тыйынов.
Кроме того, кыргызстанцы стали жаловаться, что не могут найти в аптеках нужные лекарства. Перебои с поставками они отмечали и ранее, однако ситуация в Украине может привести к катастрофической ситуации — тотальному отсутствию препаратов. Кыргызстан практически не производит медикаменты, поэтому полностью зависит от импорта. Причем больше половины поставок шли из России и Украины.
Цены будут расти
По словам главы Ассоциации поставщиков Гульнары Ускенбаевой, пока поставки товаров из России идут без задержек. Единственная проблема, которая есть, — из-за волатильности валюты россияне просто не публикуют свои прайсы на продукцию.
«Если 3-5 дней не будут нам выставлять свои цены, за это время ничего не случится. Но, конечно, мы хотим, чтобы правительство РФ быстрее определилось с ценами. Нам нужно понимать, какие будут цены. Кыргызстан — импортозависимая страна. Когда мы будем знать цены РФ, будем и понимать, какими будут внутренние цены на продукты», — рассказала Гульнара Ускенбаева.
В любом случае в марте 2022 года цены в Кыргызстане вырастут.
Это не связано с ситуаций в Украине, санкциями против России или ростом курса доллара. Тут сказывается отложенный эффект. Цены на товары начали расти еще в январе. Но у поставщиков были запасы с декабря 2021-го.
«На этих запасах мы проработали январь и половину февраля. Но уже будем постепенно повышать цены. Конечно, стремительного роста не будет», — заверила глава Ассоциации поставщиков.
Предприниматели отмечают, что сильного удара по рынку из-за прекращения поставок из Украины не будет.
Кыргызстан завозит из этой страны небольшой объем товаров — растительное масло, конфеты, консервацию.
«Сложности в отношениях между Россией и Украиной возникли давно. Еще тогда наши многие связи с Украиной сократились. Мы были вынуждены искать альтернативные поставки», — подчеркнула Гульнара Ускенбаева.
При оплате за товары у поставщиков тоже нет сложностей. За продукцию они рассчитываются в рублях, поэтому не зависят от работы платежной системы SWIFT. Все перечисления идут напрямую.
«Нам цену указывают в рублях. Но при пересмотре стоимости товаров все равно идет оглядка на доллар. Правительство РФ заявило, что не будет привязываться к нему. Поэтому ждем, когда они установят цены», — заключила Гульнара Ускенбаева.
Как не уйти в минус
Сейчас кабинет министров Кыргызстана изучает, как происходящее может сказаться на экономике страны. Готовится антикризисный план. В Минэкономики подчеркивают, что он нужен для выработки мер по минимизации последствий резких колебаний обменного курса, предотвращению спекулятивных операций на валютном рынке, недопущению резкого повышения цен на товары, услуги и сохранению темпов экономического роста на 2022 год.
Глава Минэкономики Данияр Амангельдиев заметил, что комплекс антикризисных мер включает рассмотрение, прежде всего, льготного финансирования предпринимателей, сглаживания резких колебаний обменного курса сома путем проведения валютных интервенций.
Предусмотрено оказание помощи для юридических лиц — получателей кредитов в иностранной валюте.
Глава международного делового совета Аскар Сыдыков рассказал 24.kg, что план содержит меры по 11 направлениям. Это адекватные меры по обеспечению продовольственной безопасности, непрерывности поставок товаров, денежно-кредитной политики. Предусмотрены мониторинг цен, поддержка уязвимых слоев населения и дальнейшее взаимодействие с бизнес-сообществом.
«В целом меры Национального банка и кабинета министров достаточно адекватные. Мы будем и дальше отслеживать ситуацию и по возможности помогать экономике. Нужно смотреть, на что у государства хватит ресурсов. Пока ни о каких льготах бизнесу стараемся не говорить», — заключил глава МДС.
Выиграть в кризис
Кризис — это не только повод задуматься, как выжить. Это и возможность извлечь из него пользу для экономики. Кыргызстан в этом отношении не исключение. Против страны не вводят санкции, республика входит в состав Евразийского экономического союза.
«Мы проводим консультации с бизнесом. Есть интерес со стороны российских и казахстанских инвесторов к Кыргызстану. Они хотят сюда вкладывать капитал, потому здесь валюты (доллар и рубль — прим. 24.kg) конвертируются напрямую. В отличие, например, от той же Юго-Восточной Азии или Дубая. У нас более понятное законодательство и рамки регулирования. Это наше конкурентное преимущество», — уверен Аскар Сыдыков.
Но большой вопрос: насколько власти Кыргызстана могут обеспечить защиту частной собственности, сохранность средств и законность требований.
«Если нацеливаться на то, чтобы привлекать капитал в кризисные времена, нужны дополнительные меры защиты инвестиций и предпринимателей. В прошлом году было два указа президента на эту тему. Надо их полностью исполнить и принять новые. Если мы поработаем в данном направлении, обеспечим открытые условия для инвестиций, защищенности капитала и стабильности на рынке, то сможем привлечь бизнес», — заключил Аскар Сыдыков.