Аудиторы Счетной палаты признали состояние госдолга Кыргызстана устойчивым. Об этом говорится в отчете.
Анализ показывает, что состояние госдолга можно назвать устойчивым, так как более 90 процентов портфеля составляют внешние займы.
В структуре долгосрочных государственных ценных бумаг львиную долю занимают двухлетние казначейские облигации и отсутствуют регулярные выпуски ценных бумаг на более длительные сроки обращения. Это позволяет сделать вывод о недостаточном внимании Министерства финансов к вопросам развития рынка ценных бумаг.
Аудиторы отметили, что в области планирования и исполнения бюджетных обязательств по обслуживанию госдолга благодаря наличию автоматизированной информационной системы созданы хорошие условия для прогнозирования и своевременного обслуживания внешних обязательств, а также для управления рисками.
При этом Минфин пытается снизить уровень подотчетности правительства перед Жогорку Кенешем и налогоплательщиками, так как не определены измеримые показатели эффективности управления госдолгом, а также не опубликовано ни одного отчета об исполнении стратегии управления госдолгом. Не определены и четкие ориентиры для источников привлечения займов, не учитываются потенциальные риски при внешних заимствованиях. Минфин ничего не предпринял для повышения роли внутренних заимствований через увеличение объемов эмиссий, прозрачную и эффективную эмиссионную политику, совершенствование механизмов расчетов.
Правительство не осуществляет мониторинг исполнения стратегии. Это говорит о том, что ее приняли формально, без четких целей и ориентиров.
В публикациях Минфина и на его сайте не обнаружено текстов международных договоров о привлечении внешних займов или их реструктуризации, что является нарушением Закона «О международных договорах КР».
За 2013 год обработано и внесено на рассмотрение 60 долговых обязательств, 22 из которых приняты Государственным фондом развития экономики.