Председатель правления ОАО «Кыргызалтын» Алмаз Алимбеков в интервью 24.kg рассказал, как удалось спасти компанию от банкротства.
— В последнее время много критики в адрес «Кыргызалтына». Насколько сложная ситуация в компании на самом деле?
— В составе ОАО «Кыргызалтын» всего два месторождения — Макмал и Солтон-Сары. На обоих истощены запасы. Мы постоянно дотируем эти предприятия. И, несмотря на это, второй год подряд «Кыргызалтын» получает прибыль от самостоятельной деятельности — более 90 миллионов сомов.
Еще в 2015-м мы полностью зависели от дивидендов компании Centerra Gold. Последние шесть лет «Кыргызалтын» заканчивал год с прибылью от 85 до 533 миллионов сомов. Но без дивидендов в 2013-2016 годах работали в убыток, который достигал 270 миллионов сомов.
Последние два года Centerra Gold не платит дивиденды из-за того, что новое соглашение по Кумтору не вступило в силу. Но «Кыргызалтын» заканчивал год с прибылью. Мы сделали ставку на финансовое оздоровление. Работали над привлечением инвестиций в наши месторождения, над стабилизацией деятельности компании и оптимизацией структуры.
В 2015 году «Кыргызалтын» стоял на пороге банкротства.
Алмаз Алимбеков
Мы вынуждены были сокращать рабочие часы сотрудникам, не могли платить вовремя зарплату. Все филиалы были в убытке.
— Откуда взялись дополнительные доходы?
— За счет привлечения инвестиций и создания совместных предприятий мы полностью обновили и модернизировали производственные мощности на Терексайских месторождениях. А четыре года назад рудник был на грани закрытия. В 2016-м на базе имущественного комплекса филиала «Терексайский рудник» создано ОсОО «Эти Бакыр Терексай».
За два года работы в компанию инвестировали свыше 2 миллиардов сомов. На сегодня инвестор выплатил более 750 миллионов сомов налогов и других обязательных отчислений в бюджет Кыргызстана.
Наше совместное предприятие ОсОО «Алтынкен» в 2016 году вышло на производственную мощность и самофинансирование без кредитов. По итогам 2018-го компания выплатила 1,6 миллиарда сомов налогов и платежей, а «Кыргызалтын» получил $2 миллиона дивидендов.
По итогам прошлого года «Кыргызалтын» перечислил в бюджет 725 миллионов сомов дивидендов.
Такой высокий показатель достигли впервые за многие годы. И это все за счет наших совместных проектов с инвесторами и оптимизации компании.
— На сегодня один из проблемных вопросов — «Макмал». Рудник стоит, но вы продолжаете попытки его реабилитировать. Зачем?
— Тогуз-Тороуский район — один из самых отдаленных в Кыргызстане. Его население — более 21 тысячи человек. Комбинат «Макмалзолото» является для региона социально значимым объектом. Других предприятий, обеспечивающих работой местное население, в районе попросту нет.
Среднегодовой фонд заработной платы на комбинате составлял около 204,2 миллиона сомов.
За счет оборота этих средств работали местные базары, магазины, точки общепита. Сейчас, когда комбинат стоит, многие объекты закрылись. Именно поэтому «Кыргызалтын» долгие годы вынужденно финансировал убыточное предприятие.
— Вас часто критикуют из-за Макмала. Говорят, что именно вы и довели его до нынешнего состояния...
— Надо понимать, что у любого месторождения истощаются запасы. В результате его закрывают. Так и с Макмалом. Он изначально был рассчитан на 10 лет работы открытым способом, после продлили жизнь еще на 20 лет подземным способом. Сейчас запасы «подземки» также полностью истощены. Поэтому с каждым годом убытки рудника росли. Так не могло дальше продолжаться, поэтому мы и закрыли рудник.
Вопрос остановки Макмала назрел еще в середине 2000-х годов, а к 2012-му наступил момент нулевой рентабельности, момент кризиса.
Алмаз Алимбеков
Но и тогда его не остановили, а дотировали в убыток ОАО «Кыргызалтын». Нам нелегко было остановить рудник. Вопрос болезненный. Ведь мы несем ответственность перед работниками комбината.
— Но это произошло. С сентября 2018 года рудник стоит. Что дальше?
— Да, мы остановили рудник и сократили большинство сотрудников. Уволенным рабочим выплатили компенсации. Чтобы возобновить работу рудника, решили создать совместное с инвесторами предприятие.
Есть большие шансы продлить жизнь Макмала еще на 10 лет путем отработки техногенных отходов и забалансовых отвалов, проведения геологоразведки Восточно-Диоритой площади и месторождения Кылдоо.
Мы провели многочисленные консультации и общественные слушания с населением в 13 селах Тогуз-Тороуского района. Конечно, много критики и требований для будущего инвестора. Люди хотят не только получить новые рабочие места, но и сохранить экологию, соблюдать законы Кыргызстана.
— Реанимировать рудник будет китайская компания «Мансон Групп». На каких условиях?
— Важно отметить, что «Мансон Групп» полностью финансирует за счет собственных средств геологоразведочные работы. Это около $75 миллионов. Таких денег у «Кыргызалтына» нет. Мы не можем рисковать, вкладывать в геологоразведку, потому что она не всегда оправдывает вложенные деньги.
На «Макмале» рассчитаны рабочие места для 800 человек, а с учетом непрофильного производства — для более тысячи наших граждан. До ввода в эксплуатацию или модернизации золотоизвлекательной фабрики «Мансон Групп» планирует платить ежегодно более $130 тысяч, а со дня ввода ЗИФ — 2 процента от валового годового дохода в фонд развития Тогуз-Тороуского района.
— Когда начнутся работы?
Проект соглашения о совместной деятельности на Макмале с инвестором практически готов.
Алмаз Алимбеков
— Но из-за масштабности проекта подписание соглашения заняло больше времени, чем мы ожидали. Вскоре после его подписания намерены выехать вместе с инвестором в Тогуз-Тороуский район для встречи с населением. Сейчас идут консультации с местными жителями и работниками комбината.
Конкурс провести — это одно. Самая важная задача — установить диалог между инвестором и населением.
Алмаз Алимбеков
Надо, чтобы население и инвестор работали вместе. Только так можно избежать конфликтов.