21:18
-3
USD 68.17
EUR 84.51
RUB 1.21

Когда дело не правое

Ничто так не близко по духу нашим слугам народа, как непостоянство. Нардепы с небывалой легкостью выдвигают инициативы, а потом отказываются от них.

В начале года члены парламента пятого созыва запретили ввоз праворульных автомобилей. Представители МВД аргументировали это тем, что если поток импортных праворульных машин не прекратится, то через 5-10 лет придется менять схему движения с правостороннего на левостороннее. «Действие данной нормы не распространяется на транспортные средства, ввезенные до принятия законопроекта», - говорится в документе. Запрет поддержали 88 депутатов.

Этим же законом члены пятого созыва ввели мораторий на использование праворульных машин в коммерческих целях с 1 января 2016 года. Исключением, как отмечено в законе, являются транспортные средства, имеющие отличительные регистрационные знаки других государств и ввозимые иностранными лицами на срок, не превышающий 6 месяцев. Запрет не касается и техники для коммунального и сельского хозяйства, строительства дорог.

Одиннадцать месяцев спустя

Казалось, все ясно. Закон вступил в силу и не оспаривается. Но вдруг парламентарии шестого созыва передумали и принялись наперебой требовать от правительства сдвинуть сроки и запретить использование праворульных машин в качестве такси с 1 января 2018 года.

Депутат Дастан Бекешев поспешил напомнить, что у правительства нет доказательств, что большинство аварий происходит из-за праворульных машин. Не было их тогда, не появились они и сейчас и вряд ли найдутся через два года. «К тому же запрет на коммерческие перевозки на праворульных автомобилях лишает многих единственного источника заработка, поэтому его введение с 1 января 2016 года вызовет массу недовольства. Мы подготовили законопроект, чтобы отсрочить введение запрета на коммерческие перевозки на праворульных машинах», - сказал нардеп.

Понятно отчего «новенькие» депутаты настаивают на пересмотре сроков. Они только пришли, и им, по возможности, надо зарабатывать очки. А правительство тычет в нос народным избранникам принятым закон и указывает, что до вступления его в силу осталось меньше двух недель. Но парламентарии продолжают глумиться над практикой применения нормативно–правовых актов и вдогонку выступают за введение штрафов за такси с правым рулем. Загвоздка в том, что ранее депутаты отказались вводить санкции за коммерческие перевозки на праворульных машинах, как того просило МВД.

Тогда выяснилось, что если депутатский корпус пойдет на уступки министерству, то документ станет мертворожденным. Поскольку у МВД нет достаточных рычагов, чтобы определить, действительно ли водитель праворульки является таксистом. Если он не числится в фирме, а занимается частный извозом, то уличить такого в нарушении закона и оштрафовать невозможно. Депутаты посчитали это достаточным основанием, чтобы не вводить штрафы.

Черная кошка в темной комнате

Дастан Бекешев, призывая коллег прислушаться к здравому смыслу, говорил, что не стоит править статьи Административного кодекса, а доводы правительства, что 30 процентов аварий происходит по вине водителей праворулек, безосновательны. «С таким же успехом можно сказать, что 20 процентов ДТП происходит по вине BMW. Давайте их тоже запретим. При аварии нет разницы, вы везете семью или пассажиров за деньги. Если нельзя таксовать на праворульных машинах, тогда вообще нельзя на них ездить», - отметил Дастан Бекешев.

Убеждал законотворцев и представитель ассоциации операторов и перевозчиков такси Василий Шерлиев. Он указал народным избранникам на то, что в случае вступления запрета на использование праворулек в коммерческих целях в силу службы такси «потеряют около 50 процентов автомашин».

Таксисты не перестанут доставлять из пункта А в пункт В клиентов, но работать будут неофициально, то есть не на «дядю», а только на себя, без соответствующей лицензии. «И ни ГАИ, ни налоговая служба не смогут их вытащить оттуда», - подчеркнул Василий Шерлиев.

Одной из причин запрета в ДПС и МВД называют безопасность дорожного движения. Мол, наибольше количество ДТП совершается по вине праворулек. Однако, как заметил представитель одной из фирм-перевозчиков Анарбек Асанбеков, надо учитывать, что в Бишкеке очень много авто с праворульным управлением. «Если бы в городе было около 90 процентов машин с леворульным управлением и только 10 процентов праворулек, то и цифры были бы другие», - пояснил он.

Такси, такси, вези, вези

Вместе с тем, руководители служб такси признали, что на междугородных и международных направлениях праворульные машины использовать не стоит, так как вероятность аварий все-таки возрастет.

Перевозчики попросили депутатов отсрочить введение запрета хотя бы на три года, потому что многие машины куплены в кредит и владельцы не могут их продать, так как авто в залоге у банков. «Им нужно время, чтобы заменить праворульную машину на полноценную леворульку и продолжить работу», - заключили руководители служб такси.

Депутаты согласились. Но теперь они «за» штрафы, а в скором будущем и полный запрет праворульных такси. О том, что ранее не соглашались с кабмином, в парламенте предпочитают не вспоминать.

Бизнес