Сегодня на выездном заседании фракция «Ата Мекен» обсуждала скандальную историю с приобретением за $12 миллионов цеха бортового питания и грузового обслуживания аэропорта «Манас».
Жаркие споры между социалистами и руководством аэропорта завели в дебри десятилетней давности, к тем дням, когда контрольный пакет акций «Манас менеджмента» еще принадлежал Кыргызстану.
Итальянские приключения
В 1998 году «Манас менеджмент» создали «Кыргызстан аба жолдору» и «Итальянские технологии и инновации» (ITI SpA). Контрольный пакет акций в 51 процент принадлежал кыргызской стороне. Однако при создании компании КР пришлось взять кредит в $10 миллионов у итальянского банка Mediocredito Centrale bank. Гарантами выступили «Кыргызстан аба жолдору» и правительство в лице Фонда государственного имущества.
В 2001 году в связи с реорганизацией «Кыргызстан аба жолдору» правопреемником и владельцем 51-процентной доли в «Манас менеджмент» стало ОАО «Международный аэропорт «Манас».
В 2003 году ITI SpA передала 24,5 процента принадлежащих ей акций австрийской FINREP Handels. На что аэропорт «Манас» наложил арест, так как сделка не была согласована с ним. Решение одобрили все судебные инстанции КР.
«В 2005 году иностранного владельца фактически отстранили от руководства компанией. Силовым методом назначили «своего» человека. Разборки продолжались два года. В итоге иностранный партнер подал в Лондонский арбитражный суд иск относительно экспроприации инвестиций. Суд он выиграл, и правительство Кыргызстана обязали выплатить $31 миллион. Однако это легло бы непосильным бременем на бюджет страны. В итоге КР провела переговоры и в качестве уплаты суммы иностранцам передали 31 процент акций «Манас менеджмент», - рассказывает нынешний директор компании Асан Токтосунов.
В 2015 году иностранцы решили продать свою долю и предложили ее ОАО «МАМ», которое на тот момент владело 20 процентами акций «Манас менеджмент». Аэропорт в итоге купил грузовой центр и цех бортового питания за $12 миллионов.
Металлолом или прибыль?
Руководство аэропорта «Манас» считает сделку прибыльной и выгодной. Она вписалась в стратегию развития предприятия и планы по созданию транзитного логистического хаба.
«Отказаться от сделки - значит строить и налаживать новый бизнес. Упустили бы время и прибыль. Омурбек Текебаев говорит, что можно было купить вполовину дешевле, ну мы так и сделали. Эксперты оценили «Манас менеджмент» в $21 миллион, а мы купили за $12 миллионов. То есть снизили цену почти наполовину», - говорит председатель правления ОАО «Международный аэропорт «Манас» Эмир Чукуев.
Но лидер «Ата Мекена» уверен в обратном, мол, сделка не обошлась без коррупции. По словам Омурбека Текебаева, «Манас менеджмент» имеет цену только потому, что он является готовым бизнесом. На деле это обычный металлолом, который можно было приобрести за бесценок.
«Два раза аэропорт «Манас» теряет свое эксклюзивное право на перевозку грузов и организацию бортового питания – в 2004 и 2012 году. За такую сумму, как отдали за «Манас менеджмент», мы могли два таких цеха построить. Я заявляю, что были немецкие фирмы, которые готовы были за $3,5 миллиона построить новый цех. Аэропорт должен был отказаться от сделки. Я считаю, что оценка стоимости компании была неправильной. Подозреваю заинтересованность отдельных людей. Будь на их месте принципиальные люди, они могли бы купить цех в два или три раза дешевле», - утверждает Омурбек Текебаев.
15 тысяч безработных
Выездное заседание фракции «Ата Мекен» затянулось на два с лишним часа. Все это время депутаты сыпали проклятия на головы руководства «Манаса». Социалисты уверены, что те наживаются на своем монопольном праве оказывать услуги в аэропорте. Вспомнили и о компаниях, поставляющих топливо для заправки самолетов.
Но здесь парламентариям напомнили, что они переходят границы коммерческой тайны.
«Мы хотим принести прибыль аэропорту «Манас», ведем переговоры с иностранными инвесторами. Прибыль возможна и от реализации тех или иных субъектов бизнеса. Вмешательство политиков в нашу работу ни к чему хорошему не приведет. Пусть они занимаются принятием законов, думают над тем, какие принять поправки в нормативно-правовые акты или законы, чтобы улучшить положение бизнеса. Зачем вмешивать в свои игры стратегические предприятия?» - говорит Эмир Чукуев.
В компании признают, что подобные разборки приводят к потере прибыли. Точные суммы возможных потерь будут известны лишь по итогам года.
«Такие выступления могут привести к полной стагнации предприятия. О чем это говорит? Аэропорт может остановиться. К нам перестанут летать самолеты, не будет карго-перевозок. Что тогда будет с теми людьми, которые сейчас работают в этой системе? А ведь с учетом дочерних компаний и приаэропортовых сервисов это почти 15 тысяч человек», - говорит Эмир Чукуев.
А что будет с бюджетом страны, в который аэропорт «Манас» перечисляет значительные суммы? Вряд ли социалисты, затевая эту войну, подумали об этом. Но на войне ведь все средства хороши.