Президент вернул с возражениями законопроект о регламенте Жогорку Кенеша. Вопрос обсудили на заседании профильного комитета парламента.
Исключить без обоснования
Депутат от фракции «Бутун Кыргызстан» Гуля Кожокулова считает, что из-за ситуации вокруг нового регламента создалось впечатление открытого противостояния.«Это исходит из того текста, который нам направили. Выражения, которые указаны в возражении, не то чтобы неприемлемы, они противозаконны», — заявила она.
По словам народной избранницы, предложения экспертов исполнительной власти направлены на сведение к минимуму участия депутатов в законодательном процессе и процедурах назначения на должности руководителей государственных органов. Также в них указано, что вопрос об освобождении от должности членов кабинета министров и руководителей госорганов является исключительной прерогативой президента.
«Это противоречит статье 70 Конституции, где в пункте 4 указано, что президент по собственной инициативе или с учетом предложения Жогорку Кенеша освобождает от должности членов кабинета министров и руководителей госорганов», — заявила Гуля Кожокулова.
Она отметила, что эксперты включили пункт, по которому Жогорку Кенеш дает согласие на привлечение к уголовной ответственности генерального прокурора и акыйкатчи при наличии представления одного из их заместителей и наличии представления генерального прокурора.
«То есть генпрокурор напишет сначала на себя представление об освобождении от должности и привлечении к ответственности?» — недоумевает нардеп.
По данным депутата, среди предложений значится исключение из парламентских мероприятий правительственного часа и правительственного дня.
Основание — участие председателя кабинета министров, членов кабмина и глав госорганов в мероприятиях Жогорку Кенеша негативно сказывается на выполнении ими функциональных обязанностей.
Вместе с тем вносится предложение о том, чтобы кабмин не представлял отчет о деятельности Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.
«В Конституции написано, что, помимо заслушивания ежегодных отчетов кабинета министров об исполнении республиканского бюджета, который включает ФОМС и Соцфонд, у нас предусмотрены иные полномочия», — возмутилась Гуля Кожокулова.
Она отметила, что все предложения экспертов исполнительной власти представлены в категоричной форме и в основном без обоснования.
Корень проблемы
Депутат от фракции «Ынтымак» Марлен Маматалиев является одним из авторов нового регламента. По его словам, на разработку документа ушло много времени. От коллег поступали предложения, которые проходили экспертную и юридическую оценку, чтобы избежать противоречий с другими законами и Конституцией.«Мы все укомплектовали и приняли. Нам приходит вето. Здесь была подстава президента и премьер-министра. Я лично общался с председателем кабинета министров, и он говорил о наличии 75 пунктов, противоречащих Конституции. Официально нам пришло 35. Из них только один или два противоречат Основному закону», — рассказал 24.kg Марлен Маматалиев.
Депутат полагает, что ни президент, ни глава кабмина не ознакомились с содержимым и цитируют экспертов. По словам парламентария, основную часть ошибок в регламенте составляет игра слов.
«К примеру, есть понятие об экспертизе законопроекта, там указано, что соответствующее министерство делает экспертизу — это наше требование. Они говорят, что нельзя писать «соответствующее», а надо указывать конкретное министерство. А если завтра министерство поменяет название? Из-за этого надо менять регламент? Такие неграмотные замечания, скорее всего, вынесены экспертами аппарата правительства», — считает Марлен Маматалиев.
Нардеп заявил, что парламент будет стоять на своем в работе согласительной комиссии. Если это не приведет к компромиссным решениям, депутаты готовы к разговору с президентом. Он добавил, что из всех спорных моментов они готовы исключить пункт о Вооруженных силах, где указано, что депутаты могут выносить предложения об отправке военных в определенные точки.
Не так категорично
Министр юстиции Аяз Баетов согласился, что не все в регламенте противоречит Конституции. Есть несколько положений о Вооруженных силах, фракциях, по позициям Верховного и Конституционного судов. Они несозвучны с Основным законом страны.У меня нет сведений по 75 ошибкам. Мы работаем с противоречиями, которые отправили нам официально. Там 35 пунктов. Я согласен, что не все они противоречат Конституции. Поэтому мы здесь, чтобы исправить ошибки. У всех госорганов и у вас есть позиции, их мы должны согласовать в работе группы.
Аяз Баетов
Дорабатывать документ будет согласительная группа из четырех представителей государственных органов и пяти депутатов. Интересы исполнительной ветви власти представят:
— министр юстиций Аяз Баетов,
— заместитель руководителя аппарата Верховного суда Эркин Искаков,
— заместитель полномочного представителя кабмина в ЖК Нурлан Бообеков,
— заместитель заведующего отделом правового обеспечения президента и кабинета министров Алмаз Айылчиев.
Защитников интересов законотворцев депутаты представят после согласования.
Напомним, скандал с регламентом 2 сентября прокомментировал пресс-секретарь президента Эрбол Султанбаев. Он сообщил, что документ поступил на рассмотрение главы государства 20 июля 2022 года. Согласно процедурам, закон направили на согласование в различные государственные органы, которые затрагивают его положения. Они внесли концептуальные замечания, что стало причиной возврата документа в парламент на доработку.
Регламент определяет порядок и процедуры осуществления Жогорку Кенешем полномочий, предусмотренных Конституцией Кыргызстана. Парламенту потребовался новый документ из-за смены формы правления в стране. В 2021 году Кыргызстан перешел от парламентско-президентской к президентской республике. В конце ноября 2021-го прошли парламентские выборы. Жогорку Кенеш теперь состоит из 90 депутатов: 54 — от партий, 36 — по одномандатным округам. До принятия нового документа депутаты работают по регламенту прежнего созыва.