03:23
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Народный курултай как еще один способ укрепить авторитаризм власти

В Бишкеке прошло общественное обсуждение конституционного Закона «О народном курултае». На мероприятии был замечен скандально известный лжелекарь Хашим Зайналиев. А ведущих экспертов и юристов не пригласили. Кто выступил организатором дискуссии, также неизвестно. В Сети гуляет проект документа, который обсуждался, но непонятно, кто его написал.

Что это означает, поясните

Народный курултай — это высший совещательный, консультативный и координирующий орган народовластия. Так гласит Конституция. Однако статьи в Основном законе, посвященные его полномочиям, размыты и противоречивы.

Политолог Шерадил Бактыгулов указал на нестыковки. В одном параграфе говорится, что это представительский орган, а строчкой ниже — что курултай обладает правом законодательной инициативы.

Но позвольте, если эта структура наделена только представительскими функциями, то о каком участии в разработке законопроектов может идти речь?

Шерадил Бактыгулов

По предложению народного курултая можно будет снимать с должности членов кабинета министров и руководителей исполнительных органов.

Члены курултая могут участвовать в формировании одной трети состава Совета по делам правосудия. Как будут обеспечиваться независимость, компетентность и объективность курултая, тоже не ясно.

«Вспомним Съезд народных депутатов в СССР — тот же принцип курултая. В КНР есть такой же институт, в рамках которого собираются народные представители», — говорил при обсуждении проекта Конституции в апреле 2021 года доктор политических наук Азамат Темиркулов.

Курултай был бы возможен в нашей стране, но не в той форме, в которой он представлен в Конституции. Ему отводится роль института, который будет во всем соглашаться с президентом.

Азамат Темиркулов

Аналогичного мнения придерживаются и другие эксперты. Курултай не может снять какую-то социальную напряженность, зато есть вероятность, что он нужен для того, чтобы сконцентрировать власть вокруг персоны главы государства. Карманный парламент уже есть, ему в дополнение будет еще и дежурный курултай.

Критики курултая не понимают также, зачем воскрешать этот архаизм. Нет никакой необходимости прокручивать колесо истории назад. Для решения возникающих вопросов нужно искать новые современные подходы.

За чей счет банкет?

Немаловажен и финансовый аспект. Сколько потребуется денег на содержание курултая? В Конституции об этом не говорится. Однако звучали предложения не платить членам курултая. Пусть трудятся на общественных началах. Собрания также не потребуют расходов. Только на содержание секретариата следует предусмотреть определенную сумму.

Поскольку курултай народный, тогда каждому избранному его представителю из своего кармана придется оплачивать проезд и проживание в Бишкеке.

Формироваться курултай, как и предполагалось изначально, будет так: в каждом селе проведут собрание, на котором обсудят проблемы и изберут делегатов для участия в следующем собрании, но уже на уровне айыл окмоту. Далее по нарастающей — районный, городской, областной, а потом уже и республиканский курултай. Именно этот механизм и хотят закрепить законодательно.

Зачем это все нужно?

Пока документ о народном курултае только разрабатывается. Но мало кто сомневается в том, что этот институт так и останется непонятным органом с номинальной независимостью.

Эксперт Нурлан Садыков отметил: опасность в том, что курултай станет политическим оружием в руках недобросовестных политиков. «Они посредством такого института смогут покушаться на частную собственность, частную жизнь, избирательные права и в целом на основные права и свободы человека и гражданина», — добавил он.

Сторонники внедрения этого органа парируют: курултай — это традиционная форма управления кыргызского народа. Но зачем она нужна в XXI веке, когда есть местные кенеши, а для решения вопросов республиканского значения избирается парламент?

Поэтому аналитики расценивают народный курултай как своего рода площадку для лоббирования интересов узкой группы лиц, которые хотят иметь власть, не состоя при этом на ответственной государственной должности.

Есть опасения и не беспочвенные, что с помощью народного курултая власти смогут проталкивать любые непопулярные решения.

Если в будущем президент страны захочет стать «абсолютным монархом», то курултай сможет помочь ему реализовать мечту. Ни суд, ни парламент, ни прокурор — никто не ограничит авторитарного правителя, опирающегося на рукоплещущих делегатов народного собрания.

Популярные новости
Бизнес