01:14
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

TENGRI music. Под небом голубым

В минувшие выходные в Бишкеке прошел фестиваль классической музыки TENGRI music, организованный Общественным фондом Prima при поддержке мэрии. Несмотря на дождь с утра и прохладный порывистый ветер, усилившийся после обеда, на месте проведения акции – в парке Победы – к четырем-пяти часам собралось немало людей. Всем не терпелось услышать классическую музыку под открытым небом на фоне стелы и ослепительных кыргызских гор. К слову, для концерта организаторы выбрали одно из лучших мест в столице – просторный и ухоженный парк с богатыми цветниками и раскидистыми деревьями.

И вот фестиваль грянул, но не сразу, а с оттяжкой. Как только зазвучали первые аккорды в исполнении самых юных талантов - участников из детской школы, на душе стало теплее. Радостно, что детей с родителями и подростков на фестивале было предостаточно. И в то время как у взрослых носы от свежего воздуха становились все более сизыми, детишки, как ни в чем не бывало, продолжали заниматься своими делами: бродили по площадке, знакомились, играли друг с другом. Фоном для их субботнего отдыха была не примитивная попса в три аккорда, а классическая музыка. И это прекрасно – пусть хотя бы так, мимоходом, их слух привыкает к шедеврам мирового искусства. Возможно, потом, повзрослев, кто-то из них уже осознанно обратится к классике.

А в это время один за другим выходили на сцену, устроенную неподалеку от стелы, участники фестиваля. Духовой оркестр мэрии Бишкека, казахстанский тенор Саян Исин, пианистка из Кыргызстана Гульшан Конушева, отечественный квинтет SOL'TADOS. Анонсируя фестиваль, организаторы заявляли, что сюрпризом станет выступление турецкого гитариста, чье имя будет озвучено только на самом концерте… Им оказался известный музыкант Эркан Мехмет Карагуле, поразивший публику нежной и проникновенной игрой на классической гитаре. На самом деле сюрпризов была два. Следом за гитаристом на сцену, к большой радости собравшихся, взобрались участники президентского камерного оркестра «Манас». Они явились в малом составе, но под руководством неизменного заслуженного артиста КР Эрниса Асаналиева. Музыканты традиционно продемонстрировали виртуозную игру и тонкую трактовку шедевров камерной музыки, за что были щедро одарены публикой аплодисментами и криками «Браво!».

К слову, «Браво!» звучало в ходе фестиваля довольно часто. Например, после каждой исполненной Саяном Исиным песни хотелось аплодировать бесконечно – настолько великолепен его голос. Недаром он по праву считается «золотым тенором» Центральной Азии. Когда он брал особенно высокие ноты, некоторые дети отрывались от своих игр и переглядывались друг с другом, словно говоря: «И как это так дяденька может петь?». Или Гульшан Конушева с ее поистине золотыми руками. Как же она чувственно и эмоционально играет!

Но самым большим открытием лично для меня на фестивале стал бишкекский квинтет с необычным названием SOL'TADOS. В исполнении этой пятерки отечественных музыкантов прозвучали «Времена года» Астора Пьяццоллы. Признаться, я давно не слышала столь блестящего исполнения произведений великого аргентинца. Молодые музыканты постарались выразить те чувства и эмоции композитора, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности. А у Пьяццолы был собственный и неподражаемый музыкальный стиль, и ребята из SOL'TADOS, кажется, ухватили самую его суть. В свое время Пьяццола перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль. Так родился ни с чем несравнимый удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка. Это в полной мере продемонстрировали музыканты, доставив слушателям нескончаемое удовольствие.

После выступления этих удивительных музыкантов я не могла не побеседовать с ними. Артем Соболев (баян) и Саера Мухамедова (фортепиано) охотно рассказали о своем коллективе. Оказалось, что все пятеро связаны с Кыргызской национальной консерваторией имени К.Молдобасанова – кто-то окончил ее, кто–то учился в ней. «Через консерваторию мы все и познакомились, сдружились, - сказал Артем. – Ноты произведений Пьяццолы заказывали, нам их привозили. Потом решили встретиться, порепетировать, сыграть по нотам. И получилось то, что получилось. Репетировали в течение года. Дали перед фестивалем два концерта. А сегодня наше третье совместное выступление».

По словам музыкантов, на данный момент у коллектива готового отрепетированного материала на полтора часа. Помещение для репетиций им выделяет консерватория. «В основном участники нашего квинтета занимаются музыкой – кто-то работает в филармонии; Саера, например, - в консерватории. Я сам в филармонии, консерватории, Институте искусств, музучилище. Это концертмейстерство, выступления, преподавания», - отметил Артем Соболев.

На вопрос, трудно ли быть классическим музыкантом в Кыргызстане, Саера и Артем чуть ли не хором ответили: «Очень тяжело, тем более без поддержки. Например, средняя зарплата в филармонии у музыканта 4,5-5 тысяч сомов. Вы можете сами решить, тяжело или нет прожить на такие деньги. Просто мы любим искусство и не можем заниматься чем-то другим, потому и остаемся в музыке. Хотим заниматься этим делом всю жизнь». По их словам, не получилось бы квинтета, не будь их горячо любимого и уважаемого преподавателя факультета камерного искусства КНК, профессора Юрия Борисовича Кузнецова. Он в течение года все время был рядом с ними на репетициях, а потом уже и выступлениях, и всегда тонко и умело направлял их в нужное русло.

Первый фестиваль классической музыки TENGRI music оставил у слушателей позитивные впечатления. Отличная музыка, хорошие музыканты, свежий воздух и дружелюбная атмосфера. Что еще нужно для встречи второго такого концерта?

Фото ИА «24.kg»

Бизнес