05:59
USD 88.68
EUR 95.00
RUB 0.95

Рекламный хаос в столице

«Столица - лицо Кыргызстана, - отмечал премьер-министр Темир Сариев в ходе рабочей поездки по Бишкеку, - поэтому ее благоустройство и внешний вид очень важны».

Бишкекчане каждый день жалуются на то, что не вывозят мусор, не ремонтируют дороги, но еще одной проблемой является реклама - неряшливая и безвкусная.

Чтобы наглядно увидеть, как обстоят дела в этом вопросе, Государственное агентство антимонопольного регулирования при правительстве совместно с госорганами провело сегодня расширенный мониторинг наружной рекламы.

Для выявления нарушений далеко ходить не пришлось: на пересечении улиц Боконбаева и Ибраимова сотрудники агентства указали на щит с надписью «Хочу быть просто счастливым!» и добавление – «15 процентов». «Как вы видите, здесь ничего не понятно, потребитель не знает даже, о чем идет речь, элементарно не указано наименование товара или услуги, то есть это нераспознаваемая реклама. Подобных в городе много. При выявлении таковых мы даем предписания устранить нарушение, в случае невыполнения налагается административный штраф, сумма которого варьируется в зависимости от того, каким лицом является рекламодатель, - физическим, должностным или юридическим», - пояснили в антимонопольном ведомстве.  

Следующее нарушение, которое выявили в ходе мониторинга, это несоблюдение закона о госязыке. На наружных стенах магазинов на улице Ибраимова размещена реклама о стройматериалах. «Надпись представлена только на одном языке, а это нарушение, так как информация о товаре должна быть на кыргызском и русском. К тому же здесь допущены грамматические ошибки», - сказали представители отдела развития госязыка при мэрии.

Они отметили, что практически 50-60 процентов наружной рекламы в городе не соответствуют закону о госязыке. «В частности, в 2014 году мы проверили 2 тысячи 404 объекта, из них 1 тысяча 640 - с нарушениями нормы о госязыке. Показатели за первый квартал текущего года таковы: 105 объектов из 600 не соответствуют закону о рекламе. В случае выявления подобных фактов мы обращаемся в Департамент рекламы, и они выдают предписание об устранении нарушений», - пояснили сотрудники отдела.  

Для того чтобы выявить нарушения в сфере размещения и содержания наружной рекламы, много труда не надо, достаточно лишь посмотреть по сторонам. Они практически на каждом шагу. На центральных улицах города рядами стоят штендеры, хотя, как сказали в департаменте рекламы, это запрещено - с 2009 года действует мораторий.

«Правда? Так они же везде!» - возмутились журналисты, и тут же неподалеку, на проспекте Чуй, увидели несколько штендеров, расположенных друг за другом. В департаменте лишь пожали плечами и сказали, что регулярно проводят рейды, выдают предписания, убирают объекты, но через некоторое время их выставляют снова. 

Кроме того, часто рекламируют алкогольные напитки, что также является нарушением закона. Но предприниматели не берут это в расчет и все равно действуют по-своему. На пересечении проспекта Чуй и улицы Набережной на заборе кафе размещен плакат, где помимо названия есть данные о спиртной продукции. «Здесь несколько нарушений о госязыке, также нельзя размещать рекламу на заборе», - отметили в госагентстве.

- А кальян можно рекламировать? – спросили журналисты.

- Табачные изделия нельзя, а кальян не входит в данную категорию, поэтому получается, что можно. По этому вопросу сейчас разрабатывается законопроект, чтобы его и насвай включили в категорию табачных товаров, - ответили они.

В антимонопольном ведомстве подчеркнули, что с начала 2015 года сумма штрафов составила около 150 тысяч сомов.

Чтобы выявить все нарушения в этой области, одного дня не хватит. Бишкек буквально пестрит различной рекламой - билборды, щиты, растяжки, штендеры… Они повсюду: закрывают фасады зданий, портят внешний облик города. От многообразия цветов и размеров просто рябит в глазах. К тому же все это выглядит неряшливо и неэстетично, что подтверждают и в муниципалитете. 

Одним словом, в секторе размещения и содержания наружной рекламы существуют большие проблемы и недочеты. Во-первых, понимая свою безнаказанность, нарушают законы предприниматели, во-вторых, контролирующие органы четко не выполняют все обязательства, и, в-третьих, слишком мягкие в стране законы. И то, и другое, и третье надо менять.

Бизнес